0 RSS-лента RSS-лента

Пара историй из практики

Автор блога: ТМУРП
КАКИМ БЫТЬ МОРЕХОДНОМУ УЧИЛИЩУ? - 28 04 1988
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В середине апреля в Таллинском мореходном училище Министерства рыбного хозяйства СССР состоялось очередное совещание комиссии по политико-воспитательной работе мореходных училищ Западного бассейна.
В нем приняли участие заместители начальников по политработе Калининградского и Клайпедского мореходных училищ А. Бакулин и В. Корецкий, инструктор по политработе Лиепайского мореходного училища В. Макаров, секретари комитетов комсомола. От Таллинского мореходного училища в работе совещания участвовали секретарь комитета комсомола К. Григорян и автор этих строк.
Участники совещания обсудили круг вопросов, связанных с активизацией работы методических объединений, классных руководителей и командиров рот, обсудили формы и методы организации комсомольской работы, оборудования училищных музеев, повышения их роли в коммунистическом воспитании курсантов.
Большое значение для повышения эффективности политико-воспитательной работы имел обмен опытом по оформлению средств наглядной агитации, организации курсантского самоуправления, внутриучилищного контроля, укреплению связей с курсантами, проходящими действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР, по другим вопросам.
Участники совещания ознакомились с работой отделений нашего училища, их материальной базой. Высокую оценку получил недавно организованный дисплейный комплекс.
Комиссия подвела итоги бассейнового смотра-конкурса рефератов по общественно-политической тематике, посвященного 118-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина.

В. АБИХ, секретарь партийной организации ТМУ МРХ СССР.
В «МОРСКОЙ ДЕРЖАВЕ» ПОБЫВАЛИ... - 28 04 1988
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Большое значение для привлечения в училище нового пополнения курсантов, особенно ребят коренной национальности, имеет правильно поставленная профориентационная работа. Формы и методы этой работы весьма разнообразны — это и выступления в восьмилетних и средних школах, и встречи с молодыми тружениками и воинами, и совместные вечера отдыха, и многое другое.

Жители острова Хийумаа, как говорится в старой островной шутке, вполне серьезно считают, что их остров — третья по счету морская держава после Великобритании и острова Сааремаа. Поэтому-то начальник Таллинского мореходного училища МРХ СССР А. Лыокене, выступая перед членами агитколлектива, заметил: «Вот съездим в Кярдла, и останется нам посетить только одну крупную морскую державу». (На Сааремаа наш агитколлектив побывал в прошлом году.)
Уже несколько лет в Таллинском мореходном училище практикуются регулярные выезды агитколлектива в различные районы республики. Очередная такая поездка состоялась в начале апреля на остров Хийумаа, где курсанты встретились с молодежью острова и воинами-пограничниками.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Курсанты на экскурсии на рыбокомбинате

Остров встретил нас, членов агитгруппы, по-настоящему весенним, теплым и солнечным утром. Впереди было два дня счастливых переживаний, незабываемых встреч и впечатлений. Ведь перед жителями острова члены нашей агитгруппы, уже побывавшие практически во всех уголках Эстонии, выступали впервые. Готовились к этой поездке, как и всегда, долго и волновались тоже, как всегда.
И вот, наконец, первый концерт. Зал клуба заполнен до-предела. Кажется, придет еще один-два человека, и негде будет выступать. В зале и пограничники, и школьники, и уже немолодые люди — коренные жители острова. Царит веселое оживление — ясно, что приезда гостей из Таллина здесь очень ждали.
На сцену выходит ведущий — высокий подтянутый юноша в курсантской форме — курсант судомеханического отделения К. Пююсалу. Начинает концерт эстонский ансамбль. Живая, веселая музыка, традиционное исполнение песни «Суви» — все это сразу пришлось по душе зрителям, многие из которых подпевали артистам. После эстонского ансамбля выступил коллектив народного танца. Танцевали задорно. В стремительном танце мелькали разгоряченные лица девушек, серьезные и сосредоточенные лица ребят. Танцы закончились под гром аплодисментов. Несколько раз вызывали зрители танцоров на сцену. И каждый раз курсанты показывали что-то новое, необычное.
Очень тепло приняли зрители и выступление фольклорного ансамбля йеменских курсантов. Протяжная, необычная музыка и оригинальная пластика настроили зрителей на лирический лад. Затем вокально-инструментальный ансамбль исполнил популярные эстрадные песни. В заключение своего выступления йеменские курсанты показали интересную пантомиму «Приветствия». Зрительскому восторгу не было предела.
А в самом конце концерта на сцену вышли все его участники и на родных языках (русском, эстонском, арабском, украинском) исполнили знаменитую «Катюшу», которую подхватил весь зал. Долго не отпускали зрители артистов. Песня звучала вновь и вновь ...
А вечером в клубе устроили дискотеку, где с большим успехом прошел еще одни концерт нашей агитгруппы.
Следующий день был до продела насыщен. Ребята побывали на экскурсии на консервном заводе, участвовали в спортивных соревнованиях по волейболу и баскетболу.
Настал грустный момент расставания с нашими новыми друзьями. По дороге домой курсанты побывали на новом колхозном объекте в строящемся порту. И вот какую историю мы услышали от местных жителей. Строительство этого порта началось очень давно — в начале века. И когда построить осталось совсем немного, началась первая мировая война. Разрушенный в годы войны порт начали восстанавливать. Но когда он был почти готов, вспыхнула Великая Отечественная война. И вот сейчас порт заново отстраивается. Строители уже завершают работы и уверены в скором вводе порта в эксплуатацию.
Подошла к концу наша очередная поездка. Возвращаясь в родное училище, каждый с удовольствием вспоминал о радушном приеме островитян.

В. МАЛЫК, солист танцевального коллектива, курсант технологического отделения.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Выступают участники агитбригады
Решать проблемы сообща - 29 03 1988
МЫ — ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТЫ

В Таллинском мореходном училище МРХ СССР учится более 700 курсантов из разных городов нашей страны. Но есть среди них ребята и из Народной Демократической Республики Йемен, из Анголы, из других стран.
Рамзи Саид Фаре, Халид Али Хуссейн и Амин Мухамед Саид, — курсанты группы Р-253- — приехали из Йемена. Сегодня они рассказывают о своей жизни в нашей стране.


В сентябре 1985 года мы стали заниматься на подготовительных курсах русского языка в Астрахани. Конечно, сначала было трудно, мы не могли общаться с другими ребятами — сказывалось незнание русского языка. Но наши преподаватели, друзья, советские ребята помогли довольно быстро освоить его. Жить стало гораздо интересней — мы многое узнали о Советском Союзе, о городе, в котором жили,
Через год по направлению Министерства рыбного хозяйства СССР мы стали курсантами Таллинского мореходного училища по специальности радиосвязь и радионавигация. Два года мы уже учимся и еще ни разу об этом не пожалели. Мы любим море, а нашей республике очень нужны квалифицированные специалисты рыбного хозяйства.
Таллин нам очень нравится, мы часто ходим в город — в музеи, кино, театры, бываем на экскурсиях.
Учимся мы довольно хорошо, и те проблемы, которые иногда возникают, связаны с нашим домом — экипажем. Все курсанты живут в кубриках по 6—8 человек, но нам это несколько непривычно. В Йемене вообще мало студентов, но у тех, кто живет в общежитиях, 2—3-местные комнаты с очень хорошими бытовыми условиями и обязательно телевизором.
Мы тоже купили телевизор в свой кубрик и считаем, что он необходим во всех кубриках, где живут иностранные курсанты - не как привилегия им, а как средство, помогающее изучать русский язык.
И вот что еще странно — почему нам не преподают английский язык? У нас нет занятий английского языка. А ведь радиоприем ведется на английском, — видимо, считается, что этот язык мы хорошо знаем. На самом деле, нам хотелось бы намного лучше разговаривать по-английски
Кто будет первым? - 29 03 1988
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Каждый год в разных городах Прибалтики проводятся конкурсы профессионального мастерства. И участвуют в них не только специалисты и профессионалы, но и курсанты мореходных училищ.
В первой половине марта конкурс на присуждение звания «Лучший технолог» среди представителей мореходных училищ Западного бассейна проходил в Калининграде. Участвовали в нем курсанты мореходных училищ, в которых есть эти специальности — Таллинского и Калининградского, и учащиеся Дмитровского рыбопромышленного техникума, который также готовит специалистов-технологов.
От нашего Таллинского мореходного училища МРХ «СССР на конкурс поехали курсанты третьего курса технологического отделения В. Субачус, С. Шитиков, Д. Береснев, С. Захаров, С. Гиновян и А. Емельянов вместе с преподавателями отделения Н. Карулиной и И. Жикиной.
Конкурс состоял из двух туров. В первом туре все участники конкурса должны были ответить на 30 теоретических вопросов, У всех команд они были одинаковые, но отвечал на них каждый член команды отдельно. Но это отводилось определенное время (30 минут). За меньшее время давались льготные баллы, за большее — штрафные.
Второй тур оказался намного сложнее. Ребята решали задачи — две по технологии и две по техно-химическому контролю — и тоже на время. Например, задача, в которой требуется определить, сколько различной продукции можно получить из данного сырья, включает в себя от 15 до 20 действий. Кроме того, нужно уметь быстро пользоваться номенклатурными справочниками. Чтобы успешно пройти эти два тура, курсанты хорошо потрудились еще в Таллине.
Ребята проштудировали 220 вопросов, которые могли попасть на жеребьевку в первом туре, все возможные задачи (почти 100) второго тура.
И как видно по результатам конкурса, наши курсанты выступили совсем неплохо: в первом туре лучшим среди всех участников признан С. Шитиков, хорошие результаты во втором туре показали С. Гиновян, Д. Береснев, В. Субачус.
Закончился конкурс лабораторной работой по техно-химическому контролю. Таллинцам нужно было определить количество соли в вяленой рыбопродукции. Члены жюри из объединенной лаборатории «Калининградрыбпрома» отметили, что наши курсанты работали наиболее четко, но поощрительного балла им не присудили, поскольку «отличились все курсанты» - так было записано в протоколе.
Всего лишь на 30 очков отстала команда таллинского мореходного училища от калининградцев и заняла второе место. По сравнению с ребятами из Дмитрова, которые отстали от призеров на 150 очков, таллинцы выступили очень хорошо.
Такой конкурс, считают преподаватели отделения Н. Карулина и И. Жикина, выявляет уровень подготовленности курсантов. Задания конкурса охватывают все ключевые вопросы теорий и практики - то, чем будут в скором времени заниматься наши курсанты на производстве. Поэтому-то в конкурсе и участвуют курсанты только третьего курса — к этому времени они должны пройти весь этот материал по учебной программе.
Если говорить о конкурсе этого года, то мы — преподаватели — остались довольны, но за ребят обидно - выступали они ничуть не хуже калининградских курсантов, очень тщательно подготовились к конкурсу. Иногда были моменты, когда казалось, что жюри не совсем объективно оценивает действия наших ребят.
В начале апреля курсанты ТМУ Минрыбхоза СССР опять собираются в Калининград. На этот раз, на конкурс по английскому языку. И хочется надеяться, что таллинцы обгонят «англичан» из других училищ.

На снимке: участники конкурса в Калининграде (слева направо — Д. Берсенев, С. Захаров, А. Емельянов, В. Субачус, С. Шитиков.

Фото А. МОРСКОГО.
А. ХУСАИНОВ, наш корр.
НАСТАВНИК – 12 03 1988
ЛЮДИ И ИХ ДЕЛА
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Задайте любому курсанту Таллинской мореходной школы вопрос: «Кого вы встретили первым при приезде на учебу в школу?», или «Кто снимает с вас «стружку» за нарушения дисциплины и порядка?», или «К кому вы идете в стенах школы со своими проблемами и горестями?»» или «Кто дает разъяснения о порядке организации службы на судах флота рыбной промышленности, инструктирует по правилам поведения моряка за границей?», или «К кому вы идете в школе после завершения плавпрактики?» Ответ во всех случаях будет одинаковый: «Николай Зиновьевич Нагорный!» Возможно, в ответе прозвучит еще фамилия мастера производственного обучения учебной группы или командира роты — воспитателя, кого-либо из руководства мореходной школы, но обязательно в сочетании с фамилией начальника отдела организации внутренней службы и практики курсантов школы.
В морозный январский день 1935 года в селе Скибин, что в Винницкой области на Украине, родился мальчик, которому родители дали гордое имя — Николай. Учась в средней школе, он в пятнадцатилетнем возрасте был принят в ряды ВЛКСМ. Ленинский комсомол — шеф Военно-Морского флота страны — оказал Николаю доверие, направив по своей путевке на учебу в высшее военно-морское училище. По окончании училища — годы службы на кораблях с их упорными, каждодневными тренировками и учениями, малыми и большими походами, включая визит дружбы на крейсере «Михаил Кутузов» в Албанию.
Однако карьере военного моряка не суждено было состояться: голодные военные и послевоенные годы с их лишениями сказались на состоянии здоровья — командование рекомендовало уволиться в запас. Другой человек мог бы растеряться, надломиться. Но Николай, используя опыт военного штурмана, стал работать на судах Мурманского тралового флота, ремонтировавшихся заводах Таллина. Потом десять лет работы в качестве командира роты и начальника организационно-строевого отдела Таллинского мореходного училища МРХ СССР. Последние двенадцать лет трудится в дружном коллективе мореходной школы. Без отрыва от работы окончил двухгодичные курсы при педагогическом институте имени Э. Вильде, затем — с отличием факультет коммунистического воспитания Университета марксизма-ленинизма при ЦК Компартии Эстонии.
Свои знания и богатый жизненный опыт Николай Зиновьевич успешно использует в повседневной работе. Главными чертами его характера являются сочетание доброты, заботливости, чуткости к курсантам и принципиальной требовательности к себе и подчиненным. Он постоянно совершенствует свое профессиональное мастерство и политические знания. Будучи в гуще курсантской среды, постоянно знает настроение подопечных, проблемы и нерешенные вопросы, стремясь оказать содействие в их реализации. Перенеся центр всей воспитательной работы в учебные группы, Н. Нагорный уделяет каждодневное внимание инструктажам и занятиям со старшинским составом и другим активом,
Используя прогрессивные приемы и методы педагогического труда, Николай Зиновьевич старается занятия проводить живо и интересно, чем добивается высокой успеваемости курсантов, охотно делится своим опытом и знаниями: помогает молодым сотрудникам в приобретении необходимых знаний для обучения и воспитания курсантов; являясь членом общества «Знание», часто выступает перед курсантами с беседами и докладами. Смело и настойчиво проводит в жизнь требования партии о перестройке, не боится взять ответственность на себя. Активный общественник: председатель комиссии по борьбе с пьянством и курением, начальник штаба добровольной народной дружины школы, которая неоднократно ставилась в пример другим ДНД нашего объединения и города.
Военная и трудовая деятельность Николая Зиновьевича отмочена тремя медалями Советского Союза, множеством Почетных грамот. Он утвержден в резерв для выдвижения на вышестоящую должность. Таков коммунист и гражданин Николай Зиновьевич Нагорный.

К. ЮPЬEB.
Фото Р. ЭЙНА.
И у каждой тайна своя... – 08 03 1988
Моряки всего мира утверждают: женщина на судне приносит несчастье, но я думаю, что это не так, говорит Ольга Дятлова, курсантка Таллинского мореходного училища МРХ СССР. Трудно оспаривать такое мнение, особенно, среди пятнадцати девушек в курсантской форме. А их именно столько учится в нашем училище. Большая часть — радистки, другие на технологическом отделении.
К сожалению, а, может быть, напротив (ведь это так романтично!), не все они встречают свой праздник на берегу среди родных и друзей: несколько девушек находятся сейчас на практике. Сам дедушка Нептун поздравляет своих внучек: курсанток РТО С. Вирк, Е. Исакову, И. Коренькову, Е. Литюгу, О. Федорищеву.
Если ребят-курсантов спросить, почему они выбрали морское училище, они отвечают не задумываясь, и обычно, ответы их однотипны: кого-то привлекает «морская романтика», кто-то продолжает семейные традиции, некоторые хотят скопить денег, другие служили в ВМФ и уже не хотят расставаться с морем.
Если задать этот же вопрос девушке-курсантке, ... но лучше не задавать, по крайней мере, прямо. Действительно, курсантке ответить на этот вопрос трудно: тут и желание посмотреть мир, и недостаток средних специальных учебных заведений с тем техническим уклоном и той программой, которые в нашем училище, да и многое другое, что таится в девичьей душе. Нет среди ответов одинаковых. Сколько курсанток, столько и причин ...
В этот день хотелось бы познакомиться и поздравить всех женщин-преподавателей училища, всех курсанток (ничего себе подарочек — записывающий каждое слово под вспышки блица фотографа?). Но, к сожалению, нет возможности написать о всех девушках, которые учатся в училище. Нельзя рассказать о них все — ведь у каждой девушки должна быть тайна.
И все-таки ... знакомьтесь!
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


И. Дегтярева.

Илона Дегтярева — курсантка 3-го курса радиотехнического отделения. Сколько она себя помнит, Илона всегда любила лошадей (занималась даже верховой ездой) и технику. Технику — в самом широком понимании слова — от молотка и пилы до микроотвертки и пинцета — Илона владеет любыми инструментами. Это увлечение и определило выбор ее профессии.
— Я была еще школьницей, когда у нас дома появился японский микрокалькулятор. Сначала мне запрещали им пользоваться, но я так не любила математику, что иногда все-таки брала его в школу. И вот один раз, когда я была дежурной по классу, калькулятор выпал из кармана и упал в ведро с водой. Что оставалось делать?
Дома я дождалась, пока все легли спать, взяла маленький ножик (даже пинцета и отвертки под рукой не было) и разобрала счетную машинку. Протерла каждую деталь и стала собирать. Три раза перебирала, но, в конце концов, калькулятор заработал.
Потом стала копаться в часах и всяких бытовых машинах. И теперь уже не могу без техники.
Но не только микротехникой любит заниматься Илона. И в автомобиле, и в тракторе, если придется, сможет разобраться. По крайней мере, водит она их с успехом.
— В море я никогда не была, и судить о нем могу только по рассказам отца, — говорит Илона. - В ТМУ пришла из-за своего увлечения, но, проучившись уже два года, с нетерпением жду практики. Трудно сказать, что повлияет на мою первую встречу с морем. Конечно, я догадываюсь, какое впечатление производит необъятная морская стихия, заходы в незнакомые порты. А решение: ходить в море или нет—во многом зависит от того, в какой экипаж попаду, как сложатся семейные дела. На практику хочется сходить на нашем «Крузенштерне», а в производственной работе попробовать «суператлантик».
Что ни говори, а профессия моряка начинает терять свою «мужественность». Все больше на судах появляется женщин — коков, врачей, радистов, буфетчиц, рыбообработчиц.
— Папа как-то рассказал мне историю о том, как одной женщине предложили идти старпомом. Но капитан судна отказался наотрез со словами: «Я женщинам не доверяю».
Это было довольно давно, а теперь в Советском Союзе уже несколько женщин-капитанов. А экипаж английской топсельной шхуны «Сэр Уинстон Черчилль» целиком составляют девушки-практикантки.
— Есть женщины, которые плавают очень долго, а есть и такие, которых приходится списывать даже во время первого рейса. Чтобы плавать, нужно иметь твердый характер и поставить себя надо так чтобы весь экипаж тебя уважал, чтобы к любому можно было обратиться и не услышать в ответ грубость.
Больше всего в училище Илону привлекает техника. Она очень много занимается, далее не успевает посещать тренировки по верховой езде (а так хотелось бы!). Меня Илона приятно поразила не тем, что она рвется к романтике и в море (как раз это она сама еще окончательно не решила), а своей целенаправленностью! желанием сделать все возможное, чтобы будущая профессия совпала с любимым увлечением. "Можно определенно сказать, что она станет хорошим специалистом и не менее хорошей «хранительницей очага». Стоит только послушать ее рассказы о родном Балви, о младшем брате, и почувствовать ту нежность, с какой она говорит обо всем, что связывает с домом, семьей, как сразу исчезнут сомнения относительно «женщин с мужской специальностью».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Дегтярева Илона и Инна Князева - будущие радистки

— Очень рада, что я курсантка ТМУ. Именно здесь я нашла новых друзей, именно здесь познакомилась со своей лучшей подругой — Инной. И очень хорошо, что моя юность проходит в Таллине. Это может показаться немного странным, но хоть я и из Латвии, Таллин мне нравится больше, чем Рига.





Татьяна Ивансон совсем недавно — в прошлом году — окончила школу и в училище поступила «из-за моря». И хотя большого моря Таня пока еще не видела (бывала, правда, на морских прогулках в Ленинграде и по Черному морю), на радиотехническое отделение она поступила не случайно.
— В школе повесили объявление о приеме в кружки при клубе юных моряков. Я тогда уже знала, — рассказывала Таня, — что девушек в ТМУ принимают только на РТО и технологическое отделение. Выбрала радиокружок и стала там заниматься. Понравилось, и вот я уже «радистка".
Но не только в радиокружке занималась Таня. Больше всего увлекалась спортом, причем самыми разными видами. Стала чемпионкой Калининского района по «Орленку», много занималась ручным мячом. И хотя Таня сейчас только на втором курсе, она уже знает, к чему стремиться. В училище прежде всего она хочет досконально изучить спою профессию, чтобы потом не было стыдно, чтобы не замешкаться в серьезный момент на судне.
А в море Таня хочет пойти непременно. Хотя бы два года поплавать, а потом уже можно вернуться на берег и заниматься домашними делами. Но сначала море, на любых судах, в любой океан. Не знаю, чем меня привлекает море, но там - свободно, здорово!
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Т. Ивансон на занятии

В Таллинском мореходном училище МРХ СССР побывали наши корреспонденты А. ХУСАИНОВ и Р. ЭЯН (фото)
НАША СИЛА В ЕДИНСТВЕ - 27 02 1988
"Легко переломить одну ветку, собранные же вместе, ветви сломить невозможно, - сказал великий поэт, точно так же сила и могущество Советского строя - в единстве всех наций и народностей, входящих в СССР" - такими словами преподаватель Таллинского мореходного училища МРХ СССР Н. Горбунов открыл 22 февраля митинг курсантов и работников училища. Перед собравшимися выступили курсант радиотехнического отделения Т. Каэв, секретарь комитета комсомола ТМУ К. Григорян, начальник училища А. Лыокене. В их словах прозвучал призыв не поддаваться на пропаганду средств массовой информации, наших идеологических противников меньше всего волнует истинная свобода и благосостояние эстонского народа. Цель их деятельности - разжигание националистических настроений в республике, отметили выступавшие.
Коллектив училища единодушно поддержал протест эстонского народа против вмешательства империалистических держав во внутренние дела нашей страны.

А. ЛИТВИНЦЕВ
РАЗНООБРАЗИТЬ ФОРМЫ РАБОТЫ – 13 02 1988
Навстречу съезду изобретателей

Меньше месяца осталось до открытия VII республиканского съезда Всесоюзного общества изобретателей н рационализаторов.
Во всех первичных организациях ВОИР прошли отчетно-выборные собрания. Были подведены итоги работы и взяты новые социалистические обязательства.
В январе состоялась IV конференция Таллинского городского совета ВОИР. В своем докладе председатель совета Н. Журба отметила, что несмотря на то, что каждое четвертое рацпредложение и изобретение внедрено в производство на предприятиях Таллина, рационализаторы и изобретете- ли города еще не в полной мере используют возможности социалистического соревнования новаторов для достижения более высоких результатов в техническом совершенствовании производства, повышении его эффективности.
Мероприятия по привлечению молодежи к изобретательству и рационализации не дают еще желаемого результата.
Председатель Эстонского республиканского совета ВОИР Г. Мелиц сообщил, что при республиканском совете ВОИР создан клуб самодеятельного технического творчества молодежи. Этот опыт, несомненно, необходимо распространить на предприятиях республики.
Заслуженный рационализатор РСФСР, заведующий лабораторией радиосвязи Таллинского мореходного училища МРХ СССР В. Боярс в своем выступлении подчеркнул, что в ТМУ МPX СССР разработана система организации технического творчества. Создано 40 технических кружков. В них входит около 60 процентов всех курсантов, которые привлекаются к рационализаторской работе, поиску технических совершенствований учебного процесса. В результате проведенной работы в 1987 году было подано 8 рационализаторских предложений, 4 экспоната представлены для демонстрации на ВДНХ СССР. А в январе этого года подано уже 5 рационализаторских предложений.
Работа совета технического творчества ТМУ постоянно совершенствуется. Начала работать школа юнг, где в трех группах по 30 человек, ученики таллинских школ 5—7-х классов знакомятся с азами морского дела.
Большая заслуга в улучшении дед в ТМУ принадлежит начальнику училища А. Лыокене, который сам является инициатором многих начинаний. С его помощью, например, была организована первичная организация ВОИР в училище. Сейчас она объединяет в своих рядах 32 человека.
Большую помощь в работе рационализаторов ТМУ оказывают работники технического отдела объединения, но, к сожалению, служба снабжения все еще неудовлетворительно выполняет заявки на материалы и инструменты.
В своем постановлении конференция отметила:
— считать главными направлениями в деятельности организаций дальнейшее развитие технического творчества трудящихся, активизацию участия изобретателей и рационализаторов во всенародной борьбе за успешное осуществление задач, поставленных XXVII съездом КПСС, установок по ускорению научно-технического прогресса;
— сосредоточить внимание членов ВОИР на вопросах перестройки всей деятельности советов общества в условиях перевода экономики на новые методы хозяйствования, на задачах, связанных с увеличением вклада изобретателей и рационализаторов в техническое творчество, повышение его эффективности;
— расширить шефскую помощь организации ВОИР промышленных предприятий' колхозам и совхозам в развитии изобретательства и рационализации, во внедрении технических новшеств и передового опыта;
- всемерно содействовать привлечению молодежи к техническому творчеству. Шире развивать наставничество опытных изобретателей и рационализаторов над молодыми рабочими и специалистами.
На конференции были избраны делегаты на VII республиканский съезд изобретателей и рационализаторов. От нашего объединения в работе съезда примет участие М. Райзман, заместитель председателя совета ВОИР объединения.

Р. МИХАЙЛОВ.
От интереса к увлечению – 13 02 1988
Курсант и техническое творчество
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Партия рассматривает ускорение научно-технического прогресса, как главное направление своей экономической стратегии. Существенная роль в нем отводится техническому творчеству, изобретательству и рационализации. Это дает молодежи реальную возможность применить свои знания и способности, проявить инициативу.
В феврале прошлого года принято постановление «О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного творчества».
В нашем объединении постоянно совершенствуется работа по привлечению молодежи к участию в техническом творчестве. Разработана программа школы молодых рационализаторов, ежегодно проводится конкурс-соревнование на звание «Лучший молодой новатор объединения».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

О некоторых проблемах и формах участия комсомольцев и молодежи в новаторском движении, о том, что мешает активно включиться в эту работу, и рассказывают материалы очередного выпуска «Технической страницы».

Работа рационализаторов и курсантов Таллинского мореходного училища МРХ СССР, занимающихся техническим творчеством, созданием и совершенствованием учебной базы, заметно активизировалась. Вызвано это прежде всего повышением внимания к данной работе начальников отделений, администрации училища.
Одна из форм организации работы — вовлечение курсантов в кружки технического творчества.
Заслуженный рационализатор РСФСР, преподаватель училища В. Боярс отмечает, что в планах работы кружков задачи на разработку и изготовление учебных пособий — стендов, тренажеров, различных устройств и приборов, моделей и макетов, необходимых для обучения курсантов, стали более конкретными. Изготовление таких учебных пособий и обучение на них курсантов в какой-то степени приближает теоретическое и лабораторное обучение к практическим занятиям.
В условиях лабораторий результаты научно-технической, рационализаторской работы несколько выше, ведь в них имеется оборудование и техника, которую в будущем придется обслуживать выпускникам училища.
Нельзя, конечно, сказать, что все кабинеты и лаборатории училища отвечают современным требованиям. Многие из них требуют модернизации, некоторые не имеют еще полного комплекта учебных пособий по изучаемой технике и дисциплинам.
— Одним из популярных мероприятий в училище - продолжает В. Боярс, — стали выставки научно-технического творчества курсантов. Их можно назвать своеобразным отчетом за определенный период учебного года." В то же время, это и обмен опытом, и состязание. Участие ТМУ МРХ СССР в выставке технического творчества училищ ВРПО «Запрыба» в 1987 году и представленные таллинцами экспонаты получили высокую оценку со стороны специалистов и жюри выставки.
Основное направление в техническом творчестве курсантов уделяется обеспечению учебного процесса, который тесно связан с бурным развитием техники и требует постоянного обновления. Курсантам необходимо на практике познакомиться с проблемами развития техники. Поэтому преподаватели, руководители кружков разрабатывают тематику прикладных работ, привлекают к этой деятельности курсантов — так появляются необходимые учебные пособия. Изготавливая их, курсанты приобретают необходимые практические навыки и теоретические знания. И в дальнейшем пособия широко используются в учебном процессе. В кабинетах и лабораториях есть модели, изготовленные курсантами два-три года назад. Они уже закончили училище, работают. На экспонатах по традиции указывается, кто и когда их изготовил. Делается это с целью воспитания уважения к избранной профессии.
На судомеханическом отделении 14 кружков. Преподаватель ведет какую-то дисциплину и он же является заведующим кабинетом. Он привлекает 5-7 курсантов, консультирует, дает рекомендации в каком кружке им целесообразнее заниматься.
Как известно, существует еще и перспективный план развития учебного технического творчества. Согласно этому плану объем, задачи и цели работ разбиты по курсам к годам обучения. Сначала привлекаются те курсанты, которые проявляют склонность к такой работе. К третьему-четвертому курсу каждый курсант получает задание по технологической разработке того или иного узла или детали. Такие работы прилагаются к курсовому проекту, а их делают два — по технической механике и по двигателям внутреннего сгорания, так что практически все курсанты-судомеханики занимаются изготовлением учебных пособий.
Есть в Таллинском мореходном училище и трудности, тормозящие работу. Это и отсутствие необходимых инструментов, и недостаток деталей и материалов, и теснота в помещениях — трудно вместить всех желающих.
Формирование личности молодого рационализатора обусловлено многими обстоятельствами, но ясно одно, что в этом деле необходимо настойчиво и кропотливо работать с молодежью.

А. ХУСАИНОВ, наш корр.

На снимках: модели, изготовленные курсантами ТМУ.
Фото Р. ЭЙНА.
УЧИМСЯ МУЖЕСТВУ - 02 02 1988
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Эта встреча Героя Советского Союза Энделя Карловича Пусэпа — полковника в отставке, председателя Республиканского комитета защиты мира — с курсантами Таллинского мореходного училища МРХ СССР не первая. И, тем не менее, интерес к ней по-прежнему высок. Актовый зал клуба строителей, где проходила встреча, был полон.
Эндель Карлович рассказал о своем боевом пути, друзьях-летчиках. Ребят интересовало все — это можно было понять из их вопросов — и типы самолетов, на которых летали в годы войны, и фамилии летчиков, и многое другое. Эндель Карлович рассказывал немало и смешных эпизодов. Курсантам по-настоящему интересно было «окунуться в историю», послушать рассказы очевидца и участника событий. Своими впечатлениями об этой встрече я попросил поделиться курсантов ТМШ — старшину группы Владимира КОМАНОВА и заместителя старшины группы Василия БОГАТОГО, В. Б.: На меня большое впечатление произвели история о том, как Эндель Карлович попал в Арктику; о полете, который начался в мирное время, а закончился уже во время войны — о ней летчик узнал в воздухе; о перелете из Москвы в Вашингтон с дипломатической делегацией Советского Союза на борту в 1942 году. После встречи мне захотелось прочитать книгу Э. Пусэпа «Тревожное небо». Очень понравился сам ветеран, невольно восхищаешься им: 80 лет, а так занимательно рассказывает!
Корр.: Что может дать будущему моряку встреча с летчиком?
В. Б.: Эндель Пусэп — пример того, как служить Родине, относиться к своему труду, честно выполнять свой долг. Я бы называл Э. Пусэпа наставником молодежи всей нашей республики. Скоро я пойду в море и думаю, что в суровых условиях рейса мне не раз еще вспомнится встреча с этим отважным человеком. Сейчас таких людей становится все меньше. Ветераны уходят, и прекрасно, что нам еще довелось видеть и слышать их.
В. К.: Встреча очень понравилась, потому что Эндель Пусэп — интереснейший человек. Мне надолго запомнится его рассказ о вынужденной посадке самолета в Арктике. «Арктический» период жизни Пусэпа чрезвычайно увлекателен: ведь Север проверяет
мужчину на мужество. Почаще бы устраивать такие встречи, они не проходят бесследно для нас: нам есть чему поучиться у прославленного летчика
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

А. ХУСАИНОВ, наш корр.