0 RSS-лента RSS-лента

Пара историй из практики

Автор блога: ТМУРП
ПРАЗДНИК ТРУДА В УЧИЛИЩЕ - 21 04 1979
ПО УСТАНОВИВШЕЙСЯ традиций коммунистический субботник в Таллинском мореходном училище рыбной промышленности проходит в три этапа. Первый трудовой день — 8 апреля — начался торжественным митингом, который открыл заместитель начальника ТМУРП по политчасти В. М. Скрипка. Он рассказал о традициях великого почина у нас в стране, о том, как встречают праздник труда в мореходном училище. Выступавшие на митинге заместитель секретаря комитета комсомола училища Сергей Козлов и курсант Сергей Пищев призвали своих товарищей ударным трудом отметить Ленинский субботник. В первый же день 360 курсантов внесли свой вклад во всенародный праздник труда.
160 будущих судоводителей и радистов работали на строительстве спортивно-зрелищного холла - одного из олимпийских объектов Таллина, объяви ленного Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. 200 будущих технологов в этот день занимались уборкой территории, учебного корпуса ремонтом мебели.
15 апреля прошел второй этап субботника. Трудовую эстафету приняли 160 курсантов технологического отделения, сменившие своих товарищей на олимпийской стройке. Около 200 судоводителей и радистов работали на благоустройстве училища.
О том, как потрудились курсанты, сообщали в те дни листки-«молнии», специальные фотостенды, подготовленные комитетом комсомола ТМУРП. Были названы и имена тех, кто особенно отличился. Среди передовиков технологического отделения — комсорг роты Игорь Фомин, курсанты Тармо Суурханс, Петер Тоомпалу. У радистов тон задавала группа старшины Абдулы Абкарова. Самоотверженно, с огоньком потрудились второкурсники. С заданиями вся группа справлялась досрочно и качественно. Лучшими среди судоводителей признаны курсанты Юрий Жигалин, Алексей Горошко, Сергей Небольсин, Эльво Рейварт.
И наконец, сегодня завершающий этап коммунистического субботника в ТМУРП.
350 воспитанников училища вместе со своими педагогами будут убирать территорию, наводить порядок в экипаже, столовой, бассейне, библиотеке, спортзале. Как всегда, дружно, с юношеским задором отмечают курсанты Красную субботу.

Н. ВАЛЕНТИНОВА.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

- С большим подъемом трудились курсанты на строительстве олимпийских объектов.

Фото С. Павлова курсанта ТМУРП
ПЯТИДЕСЯТЫЙ. ЮБИЛЕЙНЫЙ – 30 01 1979
♦ ФОТОРЕПОРТАЖ ♦

На судах нашего флота, во многих объединениях рыбной промышленности страны трудятся выпускники-судоводители Таллинского мореходного училища рыбной промышленности. В эти дни здесь готовится к окончанию учебы пятидесятый юбилейный выпуск. Пройдет немного времени и бывшие курсанты получат дипломы судоводителей.
Сейчас все они упорно занимаются. На наших снимках вы видите курсантов группы С-41 на занятиях.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Юноши с интересом изучают вопросы экономики. Занятия с ними ведет опытный педагог Бенита Лайдсалу. Отвечает курсант Александр Максименко.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Отлично учатся и активно участвуют в комсомольских делах своей группы Олег Бровченко и Владимир Кобылкин. Наш фотокорреспондент запечатлел их за изучением прибора РЛС «Нояна».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

За изучением судовых приборов — курсанты этой же группы Анатолий Шейко и Михаил Карчевский.

Фото В. Тракса
НОВОЕ ПОПОЛНЕНИЕ – 13 01 1979
Это событие, знаменательное и торжественное, останется надолго в памяти и молодых моряков, и их родных, и преподавателей. Зал Таллинского мореходного училища рыбной промышленности. Минули трудные и увлекательные годы учебы, первые выходы на судах в море в качестве практикантов, пора экзаменов. И вот 115 выпускников училища получают дипломы техника-технолога. Торжественное собрание по случаю этого события продолжалось довольно долго: ведь дипломы необходимо было вручить каждому из 115 курсантов.
Это был большой и хорошо подготовленный выпуск техников-технологов. Весь курс брал пример с тех, кто отлично осваивал морские науки, показывал пример в дисциплине. Таких было много: Владимир Онищенко, Сергей Лебедев, Василий Бутер, Иван Реут, Владимир Бурмистров, Сергей Войтеховский, Юрий Кондрашин. Каждый из этих молодых моряков в своих группах оказывал плодотворное влияние на успеваемость, дисциплину и на активное участие в общественных делах. Всем этим юношам — а их семеро — вручены дипломы с отличием, Почетные грамоты училища, памятные сувениры и, конечно, цветы. Имена отличников занесены на училищную Доску почета.
— Это был один из лучших наших выпусков, — сказал в беседе с нами директор ТМУРП Вячеслав Антонович Морозов. — Преподаватели нашего учебного заведения в течение ряда лет передавали свои знания и опыт юным морякам. Естественно, были и трудности, и неудачи, но бывалые педагоги делали все, чтобы каждый из курсантов успешно завершил учебу и получил путевку в жизнь. Это нам удалось достичь. Нынешний выпуск, получив дипломы, уже разъехался во многие уголки нашей Родины. Многие из молодых технологов будут трудиться на судах нашего объединений, другие отправились на Дальний Восток, на Север, в объединения Южного и Западного бассейнов. Мы надеемся, что наши нынешние выпускники станут высококвалифицированными специалистами, по-настоящему полюбят свою нелегкую профессию и будут служить примером и для своих сверстников, для бывалых рыбаков.
В этот же день дипломы об окончании Таллинского мореходного училища рыбной промышленности были вручены и курсантам-заочникам. Учиться им было, конечно, трудней, чем не посредственно курсантам. И все-таки, занятые основной работой, они находили время для совершенствования своих знаний. В основном это были представители плавсостава. Об одной из них - Татьяне Жак, успешно закончившей заочно учебу в училище, получившей диплом технолога, мы уже рассказывали. Вот имена остальных, которые получили дипломы и Почетные грамоты руководства "Эстрыбпрома»: матросы Федор Бойко, Василий Кашер, Михаил Капаченко, Альберт Кисарев, моторист портофлота Александр Плоткин, мастер обработки Валентин Полещук, матросы Михаил Полупанов, Владимир Семенец и Анатолий Смарченко.
После вручения дипломов, многочисленных поздравлений для нового пополнения рыбной промышленности страны был дан прощальный концерт. Этот вечер надолго запомнится всем, кто был его участником.

Т. ПАВЛОВ

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Выпускники технологического от деления только что получившие дипломы .
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

А это дипломанты-заочники.

Фото В. Тракса
КУРСАНТАМ - МОРСКОЙ СПОРТ 02 03 1966
В ФЕВРАЛЕ 1966 года проводились зимние соревнования Прибалтики по морскому многоборью. Среди участников соревнования были команды мужчин и юношей Таллинского мореходного училища рыбной промышленности и команда мужчин Таллинского мореходного училища морского флота.
Соревнование показало, что в училище морского флота администрация, кафедра физкультуры и командиры рот придают большое значение развитию морских видов спорта среди курсантов. В частности, морскому многоборью. Готовятся старшины шлюпок, укомплектованы и регулярно проходят тренировку несколько команд взрослых и юношей по морскому многоборью.
Совершенно иная картина в училище рыбной промышленности. Несмотря на то, что оно готовит командные кадры для флота , морские прикладные виды спорта ( многоборье, водно-моторный, подводный спорт и судомоделизм) в училище фактически отсутствуют.
Водные виды спорта не только физически развивают курсантов, но и повышают специальность. После реорганизации возможности обоих училищ для развития водных видов спорта одинаковы. Правда, училище морского флота имеет водную станцию с материальной базой, которой нет в училище рыбной промышленности. Но кто в этом виноват? Ведь известно, не раз предлагали училищу рыбной промышленности за незначительную плату арендовать водную станцию.
Каждый курсант должен уметь хорошо грести, управлять шлюпкой на веслах и под парусом, плавать, нырять, быть хорошо развитым физически. Этого требует от моряка его профессия.

С. ЛЕВЧОНОК.
НА СТАРОМ СРТ - 30 08 1967
Стоит в порту CPT-1045. Теперь он уже не плавает. Отработал свое. Крепко держат его швартовые концы. Не пускают в море. Но СРТ-1045 продолжает «работать». Именно так...
Команда на нем — необычная. Это ребята из училища. Курсанты. Будущие моряки. Через несколько лет они поведут суда на промысел. А пока вот «учатся» мудрости у старого «рыбака».
- Сегодня надо покрасить мотор, - говорит т. Варанди, руководитель практики курсантов, капитан СРТ-1045.
Трудовой день начался. На вахту заступили холодильщики. Они сами себя так именуют. Правильнее – рефрижераторные механики. Но, опять-таки, только после окончания училища будут ими. Сейчас им по шестнадцать—восемнадцать. Они перешли на второй курс.
Вахту несут по очереди Игорь Смирнов, Лембит Шевчук и Георг Японцев. Двадцать четыре часа находятся на CPT-1045. Меняются через четыре.
— Мотор покрашен, — докладывает кто-нибудь из ребят капитану.
— Отлично. Займемся теперь... — он назначает другое задание.
Теорию тут же проходят. Осваивают ребята, что такое судно, какого ухода оно требует. И вообще, каково оно быть рыбаком.
Георг, например, уже испытал свой первый шторм. Он во время известного урагана находился на судне.
— Крепко нас трепануло, - рассказывал потом ребятам Японцев. – Думал, что концы оторвет. Свет везде потух. Работать было невозможно.
— И как же ты? — спрашивали его потом приятели.
— Начеку был. Приготовился "СОС» давать, — пошутил он.
Но настоящие штормы еще только ждут ребят.
Сейчас они читают книги о дальних морях. Мечтают о них. Осваивают специальность.
- Скоро опять учебный год, - говорит Лембит. - У меня полный чемодан конспектов... Хочется побыстрее, окончить училище.
Он прав. Наверное, любой из них не против скорее стать моряком.
СРТ-1045. С него они начинают путь в океан.

Н. ПЛЕС
ДИПЛОМ — ЗА 2,5 ГОДА – 19 06 1967
учиться, учиться, учиться...

Таллинское мореходное училище рыбной промышленности в течение многих лет готовит специалистов для моря по шести специальностям. До сих пор практики, не имеющие на руках диплома об окончании мореходного училища, пополняли свои знания на заочном отделении. В настоящее время на заочном отделении обучается около 800 практиков. Подготовка специалистов на этом отделении будет проводиться и в дальнейшем, как форма повышения квалификации без отрыва от производства.
В 1967 году на заочное отделение принимаются новые курсанты по пяти специальностям: морское судовождение, эксплуатация судовых силовых установок, эксплуатация судовых холодильных установок, судовая радиосвязь и электрорадионавигация, технология рыбных продуктов. Группы организуются на базе 8-классного общего образования и на базе средней школы.
Для того, чтобы практики, работающие в рыбой промышленности страны, в более короткий срок могли получить на руки дипломы, приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР разрешено организовать специальные группы с отрывом от производства со сроком обучения до двух с половиной лет.
Правом на поступление в очные группы по подготовке специалистов плавающего состава, имеющего плавательный ценз, пользуются лица, работающие на флоте рыбной промышленности, в возрасте до 40 лет, положительно проявившие себя на работе.
Лица, окончившие 7-или 8-летние школы или 9 классов средней школы принимаются в группы на базе 8 классов со сроком обучения два с половиной года. Лица, окончившие средние школы, принимаются в группы со сроком обучения 1 год и 10 месяцев.
Все, поступающие в указанные группы, должны иметь плавательный ценз и стаж производственной работы, необходимый для получения морского диплома по данной специальности.
В Таллинском мореходном училище рыбной промышленности в 1967 году запланировано открыть группы ускоренной подготовки по двум специальностям: судовая радиосвязь и электрорадионавигация; эксплуатация судовых силовых установок.
Поступающие в указанные группы, подают заявления на имя начальника училища с указанием избранной специальности с приложением: документа об образовании в подлиннике; автобиографии; характеристики с места работы; справки о плавательном цензе; медицинской книжки (представляется лично), 4 фотокарточек (снимок без головного убора 4х6 см), направление по установленной форме для лиц, командируемых на обучение рыбо-хозяйственными организациями, предприятиями, рыболовецкими колхозами.
Прием заявлений и документов производится с 1 июня по 31 августа с. г., вступительные экзамены: для поступающих по специальности «судовая радиосвязь и электрорадионавигация» — с 1 по 9 августа; для поступающих по специальности «эксплуатация судовых силовых установок» — с 19 по 25 августа.
Вступительные экзамены будут проводиться по следующим дисциплинам: на базе средней школы — по математике (письменно и устно); по литературе (сочинение). На базе неполной средней школы — по математике (письменно и устно); по родному языку (диктант).
Лица, имеющие незаконченное среднее специальное образование и справку о плавательном цензе, освобождаются от вступительных экзаменов».
Начало учебных занятий 1 сентября 1967 года.
Следует отметить, что указанные группы с сокращенным сроком обучения разрешено организовать только в течение двух лет.
Моряки-практики!
Пользуйтесь возможностью для получения диплома об окончании мореходного училища в короткий срок.
Ждем ваших писем! Наш адрес: г. Таллин, ул. Луйзе, 1а.

X. ЛАУРИ,
заместитель начальника ТМУРП.
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ - 10 06 1967
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В Таллинском мореходном училище рыбной промышленности состоялась вторая методическая конференция. В ней приняли участие преподаватели нескольких мореходных училищ Западного бассейна и среднетехнических училищ г. Таллина.
Центральной проблемой на конференции было обсуждение психологии педагогики.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

С интересом участники прослушали доклады кандидата педагогических наук Э. Лийметса на темы: «Учет психологических разнообразий в характерах учеников во время учебного процесса», «Структура личности и познание ее».
Участники конференции заслушали также доклады по специальностям и подвели итоги проделанной методической работы за год.
В дни конференции в зале училища была от крыта выставка работ по методике.

Текст и фото Э. КЫСТЕРА фотолаборанта ТМУРП.
КОГДА ЗОВУТ ДАЛИ... – 05 10 1968
МОРЕ - ЗЕМЛЯ – ЧЕЛОВЕК
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Если сейчас спросить у Геннадия Федоровича Бахарева, когда и чем завлекло его море, то вряд ли он сможет ответить точно. Скорее всего, его знакомство с ним, с кораблями началось по-настоящему четверть века назад, после окончания ремесленного училища в Северодвинске. Там, на берегу Белого моря, он семнадцатилетним пареньком стал бригадиром электриков на местном судостроительном заводе. То были нелегкие годы Великой Отечественной войны. Работать приходилось по восемнадцать, а то и больше часов в сутки.
— Отработаешь, а домой идти желания нет — лишняя трата драгоценного времени. — вспоминает Геннадий Федорович. — Отыщешь теплое местечко где-нибудь около паропровода, и на боковую. Кажется, только заснул, а уже трясут за плечо: "Сынок, вставай, на работу пора!" Сынком меня называли все в бригаде: работали в ней люди раза в три-четыре старше меня...
Первое знакомство с Таллином состоялось в 1951 году. В те послевоенные годы в Балтийском море были подняты со дна затопленные во время войны два гигантских плавучих дока. Принадлежали они когда-то военно-морским силам фашистской Германии. Один из доков в качестве трофея взяли себе американцы, тогдашние наши союзники. Второй достался нам. Его отправили в Таллин, чтобы отремонтировать, восстановить. Надо сказать, этот плавучий док был довольно сложного устройства, его электрооборудование было тогда нам малознакомо. На Западе крикливо, в открытую заявляли, что, мол, ничего у русских не выйдет, док они не восстановят, пускай лучше передадут американцам.
В Таллин собрали лучших специалистов электродела страны. Направили сюда и Геннадия Бахарева. Советские специалисты не оправдали прогнозов западных деятелей. Плавучий док отремонтировали, наладили его работу, он стал действовать лучше, чем у американцев. Все это было сделано намного раньше срока. Восстановленный плавучий док отбуксировали в Кронштадт. Тоже нелегко было. Но и с этим справились успешно. В Кронштадте Геннадий Федорович еще три года работал на доке, обслуживал его электрооборудование. Желание пойти плавать пришло как-то само собой. То ли захотелось повидать заморские страны, то ли приелась жизнь на ошвартованном доке, словом, решено было идти в море. Пошел электромехаником на пароходе «Ян Анвельт». Плавал на производственном рефрижераторе «Буревестник», на больших морозильных рыболовных траулерах. В последнем рейсе на БМРТ-441 "Эдуард Сырмус" ходил инженером-химиком.
Немало времени у Геннадия Федоровича уходит на общественную работу. Был он председателем судового комитета профсоюза, в последнем рейсе — секретарем партийной организации «Эдуарда Сырмуса". За хороший труд, активную общественную работу награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ЭССР.
Между прочим, в минувший рейс в Атлантику с ним ходил за рыбой и его сын Виктор. Он — курсант Таллинского мореходного училища рыбной промышленности. Окончил третий курс, изучает судовые силовые установки. Первую практику проходил на учебном судне «Гриф», вторую нынче на БМРТ-441. В судовой роли был записан мотористом второго класса, в рейсе обслуживал вспомогательные механизмы. Четыре месяца плавания прошли для Виктора быстро. Но самое главное — отцу не пришлось в рейсе краснеть за сына. Показал он себя настоящим моряком и рыбаком. Работал по своей непосредственной специальности, выходил на подвахты в рыбцех, в трюм на разгрузку. Его труд, инициативу оценили на судне: две благодарности капитана, фотография на судовой Доске почета! Через полмесяца, 20 октября, Виктор снова приступит к занятиям в училище, теперь уже на четвертом курсе.
У Геннадия Федоровича три сына. Старший, Владимир, тоже готовится в плавание. Пока он работает в судоремонтном цехе Таллинской базы тралового флота. Ремонтирует дизели на судах и заочно учится на четвертом курсе ТМУРП. Его будущая специальность — рефрижераторные установки.
Третьему сыну, самому младшему — Сергею, — суждено остаться на берегу. Тянет и его, по примеру отца и братьев, в море. Да вот беда, мать ни в какую не соглашается!
Мать есть мать. Пошел Сергей учиться в Таллинский политехникум, осваивать радиосвязь. И все же, кто знает, может, придется и ему когда-нибудь пойти в дальние рейсы, отстукивать морзянку ключом судовой радиостанции!

В. КУУС.


На снимке: Г. Ф. Бахарев с сыновьями.
ИСПЫТАНИЕ МОРЕМ - 13 июль 1968
Так уж повелось в Таллинском мореходном училище рыбной промышленности: ребят на практику провожают торжественно. Им предстоит экзамен морем. Как встретит их? Какое оно — море?..Ребята проходили практику на учебном судне — дизель-электроходе «Николай Зыцарь». Их было 72. Механики, штурманы, радисты.В море не просто учились. Здесь все было как на самом деле. Промысел. Трудная работа рыбака. План выполнили на 110 процентов. «Николай Зыцарь» шел на промысел в район Юго-Западной Африки. Остались за кормой рижские причалы. А Северное мо¬ре встретило 10-балльным штормом.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Первые самостоятельные вахты. Курсант Николай Рийзик — будущий штурман. Сейчас будут определены координаты и по карте пройдет тонкая карандашная линия — курс судна. В машинном отделении кипит работа.Раздалась команда: - Запустить котел!Поворот вентилей…
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Быстрый взгляд на приборы.— Есть запустить котел! — отвечает Ни¬колай Рауд, механик, курсант третьего курса. Идет обычный трудовой день. 18 апреля проходили экватор. На этот раз Нептуну пришлось много потрудиться. Новичков — хоть отбавляй! Руководитель практики — преподаватель X. Аадман тоже первый раз пересекает экватор. Владыка морей постановил:— Новоиспеченного моряка Aадмана крестить первым. Черти бросились выполнять npиказание …Впечатлений масса. Самое главное – получен практический навык в работе. О. А. Прученко, капитан дизель-электрохода «Николай Зыцарь», рассказывает:— Ребята молодцы. Трудились на славу. Видно, вырастут хорошими специалистами. У нас отличная смена. Умеем хорошо работать и весело отдыхать. С ними не соскучишься в самом хорошем смысле слова.

Ю. АЛЕКСЕЕВ.
ИХ ЖДУТ НА ФЛОТЕ - 03 07 1968
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НА ПРОШЛОЙ неделе в Таллинском мореходном училище рыбной промышленности в торжественной обстановке тридцати одному курсанту были вручены дипломы об окончании учебного заведения. Все они учились по специальности "Судовая радиосвязь и электронавигация". С отличием завершили учебу Эрнст Сээстранд, Альфред Вейднер, Евгений Федоров и Михаил Сосорев.
Начальник заочного отделения училища Хейно Пууранд дает такую характеристику новым радиотехникам:
- Все они пришли к нам со средним образованием, имели за плечами немалый стаж плавания. Учлись хорошо. А у Эрнста Сээстранда в течение всей учебы не было отметок ниже "отлично". Он направлен начальником радиостанции на производственный рефрижератор "Аугуст Якобсону". На "пятерки" сдал экзамены Абдрахман Махмудов. Навигатором был раньше Евгений Федоров, теперь он стал еще и радиотехником.
Евгений Федоров, Александр Доронин, всего пять человек из бывших наших курсантов-заочников, решили, продолжить учебу в высшем учебном заведении. Все они успешно уже сдали вступительные экзамены в Калининградский технический институт рыбного хозяйства.
На флоте ждут новое пополнение радиотехников. Их примут с распростертыми руками.

В. КУУС.