0 RSS-лента RSS-лента

Пара историй из практики

Автор блога: ТМУРП
ОНА СТАНЕТ ТЕХНОЛОГОМ - 11 04 1987
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В «Эстрыбпром» Елена Васильевна Юдина пришла по объявлению, И вот уже более десяти лет работает пекарем на наших судах. У кого-то день рождения, кто-то стал победителем социалистического соревнования, — Елена Васильевна никогда не забудет, всегда успеет испечь праздничный торт.
Трудно одновременно работать и, пусть даже заочно, учиться, Но Е. Юдина учится успешно. Сейчас она — на III курсе технологического факультета Таллинского мореходного училища МРХ СССР. И не известно, как сложится ее жизнь после окончания учебы, будет она выходить в море или нет, но в «Эстрыбпроме» Елена Васильевна останется наверняка. А полгода назад Елена Васильевна поступила также в университет марксизма-ленинизма ЦК Компартии Эстонии.
Елена Васильевна останется наверняка. А полгода назад Елена Васильевна поступила также в университет марксизма-ленинизма ЦК Компартии Эстонии.
Последние несколько рейсов Е. Юдина сделала на ПР «Крейцвальд". Член партийного бюро и судового комитета, она активно участвует в проведении культурно-массовых мероприятий. Надолго запомнятся рыбакам, которые были с ней в последнем рейсе, викторины на Новый год и на 7-е ноября. Кроме того, Елена Васильевна была членом комиссии по контролю деятельности администрация судна.
ХОРОШАЯ ПРАКТИКА - 06 08 1966
По возвращении из последнего рейса в порт силами машинной команды БМРТ-396 были отремонтированы котлы, два вспомогательных двигателя и ряд насосов. Застрельщиками в работе были мотористы-практиканты Таллинского мореходного училища рыбной промышленности Э. Лаас, Б. Пучков А. Литвин. Они отлично справились со всеми обязанностями. Получили хорошую практику. В течении рейса им дважды объявлялась благодарность в приказах по судну. По окончании промысла комитет комсомола наградил их Почетными грамотами.

А. КУРОПОВ
Они выбрали море – 19 03 1966
На этих фотографиях — женщины, чьи судьбы, так или иначе, связаны с морем. Нравятся им свои профессии? Этот вопрос мы задали им.
Выпускной вечер ... Белые платья ... Так одеваются невесты. Но тут сосем иная причина: М. Таада, Л. Алласт, М. Лаагус получили дипломы. Они кончили Таллинское мореходное училище рыбной промышленности.
— Теперь мы техники-технологи.
- Куда пойдете работать?
- На море, конечно! Девушки улыбаются. В улыбке - радость и добрая насмешка над теми, кто до сих пор хмурится:
— Женщина в море? К несчастью!
— А нам нравится избранная специальность. Спасибо училищу. Оно подготовило нас теоретически. Приобрели большие знания по технологии переработки рыбы.
- Не пугает вас работа на промысле? Не боитесь штормов?
— Мы проходили практику на плавбазах. И как видите...
Все понятно! Девушки избрали трудную дорогу. Но безбоязненно начали путь по ней. У двадцатилетних - все впереди.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

...Людмила Александровна Юдина - преподаватель.
- Четырнадцать лет работаю. Учу ребят русскому языку и литературе. Люблю свой предмет. Хочу, чтобы уходя с моих уроков, ученики унесли большое желание жить так, как Николай Островский, Алексей Мересьев... Людмила Александровна преподает в училище седьмой год. Много ее бывших курсантов работает на судах рыбопромыслового флота. Юдина с увлечением рассказывает об их успехах. Одни стоят у штурвалов, водят корабли, другие - колдуют у машин...
- мы хотим , чтобы Людмила Александровна всегда знала:
" И где бы ни бывали мы,
Тебя не забывали мы,
Как мать не забывают
сыновья...!
Преподаватель молод, полон энергии. Те, кто в море, и те, кто за партами желают Людмиле Александровне успехов в работе. А также большого личного счастья.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На снимке - Тийу Ыйге.
— Собственно, точные науки — моя стихия. И они связаны с морем. Пройдет еще немного времени — я буду радисткой. Ыйге курсантка училища. Сейчас на четвертом курсе.
- Меня никогда не интересовали женские занятия. Было пять лет, когда я впервые сломала радиоприемник. Это мое первое знакомство с техникой. Понравилось! А в школе решила; профессия непременно окажется связанной с механикой. И мечта осуществляется.
— Что я могу еще сказать? — Единственное - побыстрее кончить училище и начать плавать.

Н. БОНДАРЬ.
ВОТ И СТАЛИ МЫ НА ГОД ВЗРОСЛЕЙ...- 01 01 1966
Прожит еще один год. На пороге нового хочется оглянуться, вспомнить, богат ли он был событиями. Что нового ты узнал, чего достиг?
В один из предновогодних дней я пришла в Таллинское мореходное училище рыбной промышленности. Да, за этот год здесь изменений немало. Теперь ребята в форме — они курсанты. Кажется, вместе с ними и само здание училища стало строже, подтянутее, опрятнее. В коридорах — тишина. Идут занятия. Узнав в преподавательской, что сейчас не занимаются лишь дипломанты, решила повидаться с ними.
Как говорится, на ловца...
Навстречу мне идет знакомый курсант - Саша Ильин. Он дипломант судоводительского отделения. Конец декабря и почти весь январь у них семестровые экзамены. Сейчас с папкой в руках он направляется в читальный зал заниматься. Поздоровались и побрели по улице.
— С наступающим тебя!
— Спасибо. И вас тоже!
— А прошедшего не жаль?
- Да, немножкр есть. Хо
тя бы уже потому, что это последний учебный год.
Да и вообще хороший он был, для меня знаменательный. В этом году меня приняли кандидатом в члены
партии. А это значит, что
этот год я запомню на всю
жизнь. В зтом году я получил назначение на работу.
— Куда?
— В ТБОРФ. —- Доволен?
— Не очень. Мне хотелось на Диксон.
— Почему именно туда?
— Не знаю, думаю, что там труднее, а значит, и интереснее. Смеетесь, да? А я говорю откровенно.
Я шла и улыбалась, слушая его. Романтик ты, Саша, хотя ты уже совсем взрослый, самостоятельный человек. Но и это хорошо! Мы расстались, и я ушла в общежитие. Ребята называют его экипажем. Так положено в училище.
Стучусь в двери комнат— никого нет. Наконец, меня встречает Эгон Петерсон, комсорг группы механиков холодильных установок. На столе - чертежная доска.
Эгон готовится к защите диплома.
Этот год, как и его товарищам, принес ему немало. Он сделал пять рейсов на «Боре» рефмотористом. Из них два — в Африку.
— Я увидел новые города, новых людей. В Гане мы ездили на экскурсию в Аккру. Эти пять рейсов работы и жизни в судовом коллективе помогли мне укрепить теоретические знания, полюбить свою профессию. Работать я буду в ТБРФ. Четвертого января состоится защита моего дипломного проекта, тема — «Переоборудование дизель-электрохода «Альбатрос".
Пожелав Эгону отличной защиты, я попрощалась с ним.
А вот уже знакомая мне 109 комната. Здесь живут однокурсники Саши Ильина. Ребята встречают меня дружелюбно, усаживают за стол. Беседа завязывается сразу. Они рассказывают об экзаменах, о прошедшей на днях защите курсового проекта, о вечере, посвященном Сергею Есенину. В это время дверь приоткрылась и в комнату заглянул темноволосый юноша в очках.
— Заходи, Аулемб!—пригласили ребята.
Молодой человек вошел, поздоровался, представился:
— Аулемб Симм,
- Вы судоводитель?
— Что вы, что вы, — замахал Аулемб руками, — как вы такое могли подумать? Я судовой механик! - с гордостью закончил он. И началась перепалка.
- Ох, эти механики. Ковыряются в своем отделении, что кроты.
- Машинное отделение - сердце корабля!
— Эй, ты, горе-моряк! Ты хоть знаешь, что такое секстан? В руках его держал?
- Подумаешь, диковинка, секстан. А ты знаешь что такое ...
Морская терминология сыплется со всех сторон. Ребята шутят весело, беззлобно. Видно, этот спор ведется давно. Каждый отстаивает свою профессию, считая ее самой главной на судне, самой интересной. Наконец, немного утихомирились, и я смогла поговорить с Аулембом, узнать, как он прожил этот год.
— Нынче я по-настоящему почувствовал себя моряком. У нас была практика почти десять месяцев. Учеба, конечно, продолжилась.
В это время мы были как заочники. Я практиковался в Пярну. Ходил мотористом на рыбокомбинатском PP. Когда получу диплом, работать буду там же. А вообще для меня годы учебы пробежали удивительно быстро. Порой, даже не верится, что через пару месяцев получу путевку в жизнь. Кажется, совсем недавно я поступал учиться и подсчитывал, что в 1966 году я получу диплом. А вот он уже и 1966-й!

В. ШЕВЧУК.
На снимках (сверху вниз):
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Экзамены экзаменами, но о новогоднем бале тоже не нужно забывать. Саша Ильин к нему уже готовится.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

— Разве я похож на штурмана? Что, вы, я судовой
механик!
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Эгон Петерсон за работой над дипломным проектом.

Фото А. Дудченко.
ВЫСТАВКА ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА - 02 07 1969
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В помещении Таллинского мореходного училища рыбной промышленности была открыта выставка наглядных учебных пособий, изготовленных курсантами. Она подвела итоги работы технических кружков, — а их здесь более десяти — за учебный год. Под руководством преподавателей Н. Кулакова, И. Вавилона. С. Мурашко, X. Лаури и других курсанты изготовили множество необходимых наглядных учебных пособий. Работы выполнены умело, высококачественно.
Механики продемонстрировали действующие модели вариаторов, коробок скоростей, прибора для снятия светокопий чертежей и другие экспонаты. Радиотехники и судоводители изготовили учебный радиомаяк, датчик сигналов тревоги, выпрямитель. Здесь же предлагались вниманию различные схемы и лучшие курсовые проекты.
Выставка привлекла внимание и гостей училища. Записи в книге отзывов говорят о том, что экспонаты заинтересовали посетителей.

(Наш корр.).

На снимке: курсант X. Клох демонстрирует работу макета вращающегося вектора, который он изготовил в кружке. (Руководитель—преподаватель Е. Прууль).

Фото Э. КЕСТЕРА.
МОЯ МЕЧТА -20 06 1969
♦ ♦ ♦
Эрике Вайнус, матрос рефрижератора «Советская Родина»

Меня всегда влекло море, Хотела стать радистом, давать в эфире позывные. Девушек по этой специальности, к сожалению, учиться не принимают. Но с мечтой о море расстаться не могла.
Поступила в мореходное училище по специальности технология рыбных продутое и в прошлом году закончила его. Подружки — вот чудачки! — отговаривали, не понимали меня. A ведь моряк — самая лучшая профессия
♦ ♦ ♦
Александр НЕПОМНЯЩИЙ, курсант III курса судоводительского отделения Таллинского мореходного училища рыбной промышленности

Я вырос в Локса. Морские волны подкатывались почти к самому нашему дому. И мать и отец были потомственными рыбаками.
Естественно, и мои мечты притягивало море. Но только мне хотелось выходить далеко на простор, штурмовать океан. Время теперь такое, что развивающийся рыболовный флот требует все больше квалифицированных моряков, которые выходят далеко в море.
Я, как и многие мальчики, мечтал стать моряком. Но одно дело -мечтать, в совсем другое - научиться.
Поступил в мореходку, прошел практику. Приходилось, тяжело трудиться, и это не менее интересно. Но моя мечта лишь окрепла. Пройдут годы, и я надеюсь, что начну прокладывать курс кораблю в ближайшее время.
♦ ♦ ♦
ПРАВО БЫТЬ МОРЕХОДОМ – 10 12 1974
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Каждый человек рано или поздно должен будет решить для себя главный в жизни вопрос: кем стать? Какую из многих тысяч существующих профессий избрать?..
Для Миши Клепец этот вопрос решился давно, как-то сам собой. Вспоминаются разговоры и споры с друзьями. Еще в школе вместе обсуждали, какую профессию избрать. И Миша всегда признавался: хочу быть моряком.
Со своей родины — Печор — Миша приехал в Таллин. Здесь успешно выдержал вступительные испытания в мореходное училище рыбной промышленности.
Сейчас он — курсант третьего курса радиотехнического отделения. С увлечением занимается парень. В учебном классном журнале его обычные оценки «хорошо» и «отлично». Но получить высокую отметку за свой ответ или контрольную работу для Миши не самоцель. Он понимает всю ответственность своей будущей профессии, понимает, как важны будут там, в море, знания, которые он получает в училище.
— У радиста такая работа, что очень многое зависит от подготовки. И если у человека слабая база знаний, то ему просто нечего будет делать в море, — так думает Миша Клепец.
С ним нельзя не согласиться, разве добавить, что такой подход необходим к любой специальности. Подобное самосознание должно быть у каждого. К сожалению, это не всегда понимают сами учащиеся, оставляя порой пробелы в своих знаниях, занимаясь по принципу: не спро-сят, так можно и не учить.
С такими ребятами Миша Клепец часто разговаривает и в связи со своей общественной работой (сначала был комсоргом группы, теперь — секретарь комсомольского бюро роты), и просто по-доброму, с участием беседует с отстающими курсантами. И, если необходима бывает помощь, всегда объяснит трудный материал, поможет решить сложную задачу. Ну, а некоторых приходится, и заставлять заниматься. Бывают ребята, которым нужно периодически напоминать, чтоб занимался, чтоб ликвидировал задолженности.
Нередко после занятии Миша задерживается в учебных аудиториях: то занимается с отстающими, то стенную газету поможет выпустить.
Будущим летом Мише предстоит плавательная практика. Что может быть для курсанта более романтичным, чем прелесть морских далей?! Скоро в море... Ради этого он готов упорно сидеть за учебниками, готовиться к первой встрече с морем.
А пока что каждое утро он переступает порог учебного класса, где ежедневно держит ответственный экзамен на право быть мореходом.

Н. КРУТИКОВА.

НА СНИМКЕ: Миша Клепец на занятиях в мореходном училище.
Фото С. Сакка.
Памяти Вильмы Иохановны Тыэвялья. ВЛЮБЛЕННАЯ В МОРЕ – 30 11 1974
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Признаться откровенно, до знакомства Вильма Иохановна Тыэвялья, сменный помощник капитана морского буксира «Трийги», представлялась совсем иной. Воображение рисовало крупную, с мужественным характером женщину, а увидел я перед собой хрупкую, милую, похожую скорее на подростка, представительницу прекрасного пола. Тихо, застенчиво Вильма Тыэвялья рассказывала о себе, о своей работе, о пройденном жизненном пути.
Да, судьба Вильмы Иохановны во многом не похожа на судьбы ее сверстниц. Ее отец всю жизнь был связан с морем. В детстве он часто брал дочь на судно, все показывал и рассказывал. И этим увлек девочку. Вильма полюбила море, и, пережив в Таллине лишения войны, сразу же после ее окончания поступила в Таллинский морской рыбопромышленный техникум на судоводительское отделение.
Их было всего две девушки, но одна не выдержала и скоро оставила учебу, а Вильма дотянула до конца. Училась упорно, старалась на деле доказать, что и женщина может быть моряком, судоводителем, капитаном. В 1949 году она успешно закончила техникум и, получив диплом, стала матросом на маленьком моторно-парусном суденышке «Линда».
— О, это были, пожалуй, самые трудные дни, — вспоминает Вильма. — На этих плохо приспособленных суденышках мы доставляли продукты на острова, случалось, попадали в шторм.
Через девять месяцев Вильма Тыэвялья была назначена штурманом на буксир «Нарва». На этом суденышке она избороздила все Балтийское море, буксируя грузы в Ригу, Калининград, Ленинград и другие порты. За свою долгую трудовую биографию Вильма Тыэвялья кем только не плавала! Была капитаном на земкараване "Эндла», старпомом на «Тасуя". Почти на тридцати судах работала влюбленная в море Вильма Иохановна.
Ее хорошо знают наши рыбаки. Когда плавбазы, БМРТ, СРТР приходят с промысла, Вильма Тыэвялья первой встречает их с экипажем своего «Трийги» и буксирует в порт, к родному берегу, А когда эти большие суда уходят добывать рыбу, она последней провожает их и желает «ни пуха, ни пера».
Работает Вильма Иохановна посменно. Она старшая. Ее все слушаются, ее все уважают. Это право Вильма Тыэвялья завоевала большими практическими знаниями, умением работать с коллективом. А работа у «Трийги", прямо скажем, суетная, нервная, незаметная. Каждый день перешвартовки судов с одной стороны на другую, буксировки судов и т. д. Хлопотное это дело, а нужное. И, понимая это, Вильма Иохановна выполняет его с душой.
Трудовой стаж Вильмы день в день равен трудовому стажу порта — двадцать пять!
— Когда я пришла сюда, — замечает моя собеседница, — у нас в распоряжении было всего два маленьких суденышка, а теперь, попробуй, посчитай их! Со счету собьешься. В прошлом году Вильма Иохановна в свой женский праздник была приглашала в Москву, на Центральное телевидение. Ее, как единственную женщину-капитана, пригласили рас сказать о своей необычной профессии, о работе. И эстонская морячка с удовольствием поделилась с миллионной аудиторией своим жизненным опытом, своей сбывшейся мечтой. У Вильмы Иохановны растет дочь. Девочка учится петь, заканчивает музыкальную школу, увлекается спортом. Нy, а чем увлекается в свободное время мама?
— Я люблю путешествовать. За последние годы мне удалось побывать в Болгарии, Венгрии, ГДР, Румынии, а нашу страну я проехала всю вдоль и поперек. Часто на своей машине «Жигули» мы путешествуем с дочкой. Очень нам обоим понравилась поездка в Карелию, где мы увидели много интересного и познавательного.
Впереди новые морские и сухопутные дороги, новые трудовые будни, тревоги и радости.
Счастливого плавания Вам, Вильма Иоханов на, по жизни!

П. Луговской.
Фото М. Жбанкова
ПР «Саяны». НАЧАЛИСЬ ТРУДОВЫЕ БУДНИ – 14 11 1974
Все больше миль отделяют «Саяны» от родного берега. С неумолимой последовательностью накручивает счетчик лага десятки и сотни миль. Скоро, через считанные часы, наши «Саяны» выйдут в район промысла, где их ждут средние рыболовные траулеры.
А на судне подготовка к приему рыбы идет своим чередом. Подготовлены рыбцех, холодильные трюмы, в состоянии готовности весь коллектив рефрижератора. Еще на переходе, на общесудовом собрании экипаж принял повышенные социалистические обязательства.
Шутка ли, вместо 38 плановых тонн решено принимать и перерабатывать 51 тонну в сутки, что сулит 135 процентов выполнения плана. Команда готова выполнить поставленные задачи.
Наконец мы на месте. К борту подходит СРТ-4515 за продуктами и почтой. Узнаем приятные новости: рыбы много, а значит, работа будет. И начались трудовые будни. Швартовка, прием рыбы, отход — и так много раз в сутки. План есть, усталость тоже и, конечно, удовлетворение.
Каждый день руководители флотилии собирают совет капитанов по радио. Почти все СРТ при суточной норме вылова 2,5 тонны подчас вылавливают до 7—8 тонн рыбы. Значит, и мы не останемся без работы.
Итак, все в полном порядке, хотя сейчас штормит и суда эстонской флотилии держатся носом на волну и ждут хорошей погоды, чтобы с новыми силами, по окончании этого вынужденного отдыха, взяться за работу.

А. ФЕЛЬДБАХ, курсант ТМУРП.
АРМЕЙСКАЯ ДРУЖБА – 07 11 1974
Николай Демин был призван в ряды Советской Армии из города Пермь, а Николай Армайкин — из чувашского села Русские Атаи. Здесь, в армии, произошла их первая встреча; здесь же, бок о бок, прошли у них годы службы в пограничных войсках. Уже тогда познали они на деле, как помогает локоть друга в трудную минуту. Б свободное время их всегда можно было встретить вместе. Мало ли было у них общих дел! Вместе строили планы на будущее, по какой из дорог отправиться в большую жизнь, мечтали. И тогда пришло желание учиться мореходной науке.
После увольнения в запас решили вместе поступать в Таллинское мореходное училище рыбной промышленности. Может быть, здесь какую-то роль сыграл и старший брат Демина — Анатолий, работающий в эстонском рыболовецком колхозе им. Кирова, и, конечно же, прочитанные книжки о море, о смелых и отважных людях, служащих на флоте.
Приехав в Таллин, оба успешно сдали вступительные экзамены в мореходное училище рыбной промышленности. Оба поступили на отделение судовой радиосвязи и радионавигационного оборудования. Сбылась их юношеская мечта — они курсанты мореходного училища. Сейчас уже Николай Демин и Николай Армайкин учатся на третьем курсе.
— На первых порах пришлось трудновато, — говорит Николай Армайкин.
Очевидно, сказался и большой перерыв после школы. Но здесь на помощь пришла закаленная армейская дружба. Ведь вдвоем всегда легче разобраться и в сложных жизненных вопросах и... в задачах по математике.
Однако оба парня не замыкаются в своих личных делах. Николай Демин — заместитель старшины роты. И вот уже 9 семестров рота держит первое место в училище по дисциплине, успеваемости, спорту. В этом есть заслуга и Николая, который всегда придет на помощь старшине роты Олегу Морозову во всех общественных делах, следит за учебой курсантов, контролирует дисциплину.
У Николая Армайкина есть тоже свои обязанности. Он старшина учебной группы вто-рого курса.
— Имея уже некоторый опыт
воспитательной работы, — рассказывает начальник организационно-строевого отдела Н.З. Нагорный, — оба оказывают большую помощь командирам рот в организации и сплочении курсантского коллектива, Лично сами проявляют высокие моральные качества, настойчиво преодолевают все трудности и уверенно готовят себя для плавания на судах флота рыбной промышленности.
За делами проходят годы учебы. Пока у них была лишь одна практика — на судоремонтном заводе ЭРПО «Океан». Будущим летом во время плавательной практики у них будет первое боевое крещение. Они выйдут в море, чтобы закрепить знания, полученные в училище, ближе познакомиться с выбранной профессией.
А пока что идут четкие и размеренные дни учебы. Ежедневно на каждом уроке накапливают необходимые знания, все ближе они к осуществлению своей мечты.
Но вот выдался свободный денек. Друзья нередко выбираются вместе со своим старшим другом Анатолием Деминым на рыбалку. Подолгу сидят рыболовы с удочками на берегу речки. Уловы пока еще небольшие, но ведь у друзей все еще впереди!

Н. КРУТИКОВА.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НА СНИМКЕ: Николай Демин (слева) и Николай Армайкин у штурманского пульта.

Фото С. Сакка.