0 RSS-лента RSS-лента

Пара историй из практики

Автор блога: ТМУРП
ЖИТЬ И УЧИТЬСЯ ПО-ЛЕНИНСКИ – 10 12 1974
ОТЧЕТЫ И ВЫБОРЫ В КОМСОМОЛЕ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Недавно в клубе строителей состоялась X отчетно-выборная комсомольская конференция Таллинского мореходного училища рыбной промышленности. С отчетным докладом перед делегатами конференции выступил секретарь комитета комсомола Олег Филонов.
Докладчик остановился на основных направлениях деятельности комсомольской организации училища, дал подробный анализ проделанной работе за отчетный период.
Большое внимание уделялось воспитанию коммунистической сознательности, морали и нравственности курсантов. Проводились и различные лекции, и тематические вечера, и беседы на классных часах, экскурсии на предприятия и в музеи города, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и революции. Занимались трудовым, эстетическим и физическим воспитанием курсантов, хорошо была поставлена культурно-массовая работа.
В обстановке нетерпимости к тем, кто из-за слабой работы над собой или по другим причинам не выполнил принятых на себя обязательств, прошел в училище Ленинский зачет.
— Эта большая и ответственная работа, — сказал в своем докладе тов. Филонов, — требует упорядочения. Дело в том, что соцобязательства часто остаются не конкретными, как две капли воды похожими одно на другое. Это говорит о безответственности и должно подвергаться суровой критике.
Надо добиться такого положения, чтобы наши соцобязательства были путеводной звездой для комсомольцев, безусловно, выполнялись, были объектом постоянного контроля как со стороны комитета комсомола училища, так и в особенности бюро рот.
За период Ленинского зачета наши комсомольцы показали себя с лучшей стороны на трудовом фронте. Наша организация в конце 1973/74 учебного года награждена грамотой и кубком Таллинского горкома комсомола, нами проведено 12 воскресников и субботников, мы работали на объектах города и в училище. В октябре активно включились в работу на Таллинском фанерно-мебельном комбинате курсанты — комсомольцы второй, третьей и пятой рот; они показали пример высокой организации и дисциплины.
Далее докладчик остановился на одном из важнейших вопросов сегодняшнего дня.
— Два года не работают актовый зал, спортзал, вышел из строя бассейн... Любимые всеми вечера отдыха отошли в область преданий, фактически не существует клуба, который должен быть в тесном контакте с комитетом комсомола. Вообще трудности, связанные с капитальным ремонтом, можно сравнить со стихийным бедствием, выпавшим на долю нашей организации.
Группа курсантов писала уже об этом в газету «Молодежь Эстонии». Письмо это было продиктовано безвыходностью положения, в котором мы долгое время находимся.
Комитет комсомола больше года не имел своего помещения. О какой же высокой организации труда могла идти речь? Есть старое правило: «Принимаешься за дело, подготовь свое рабочее место». Очень хочется надеяться, что в новом отчетном периоде все же будут созданы нормальные условия для работы, как комитета комсомола, так и всех членов комсомольской организации училища.
Таково положение, а пока что курсантов лишь «кормят» обещаниями. А, кстати сказать, такое положение дел отрицательно влияет и на дисциплину курсантов. Ребятам негде проводить свободное время. Отсюда и нарушения дисциплины, и другие нежелательные явления. В 1973/74 учебном году зарегистрировано 48 грубых дисциплинарных нарушений, двое исключены из комсомола, 7 членов ВЛКСМ получили строгие выговоры с занесением в учетную карточку. Конечно, никакой ремонт не может оправдать нарушителей, не снимает с них ответственности, но свое нежелательное влияние он все-таки оказывает.
В прениях по докладу секретаря комитета комсомола выступили комсомольцы — делегаты конференции, командир третьей роты В. Г. Лепилин, начальник организационно-строевого отдела Н. 3. Нагорный, начальник училища В. А. Морозов.
Работа комитета комсомола единогласно получила удовлетворительную оценку. Участники конференции приняли постановление.
В заключение представители Октябрьского РК ЛКСМЭ и ГК ЛКСМ г. Таллина наградили лучших курсантов почетными грамотами, тов. Филонов вручил курсантам поощрительные грамоты комитета комсомола ТМУРП.
Секретарем комитета комсомола вновь был избран Олег Филонов.

(Наш корр.).
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НА СНИМКАХ: идет комсомольская конференция ТМУРП.
Фото С. Сакка.
ВАЛЕРИЙ ПОПОВ И ЕГО ТОВАРИЩИ - 08 10 1974
НА ТЕМЫ МОРАЛИ
• ЛОЖНОЕ ЧУВСТВО ТОВАРИЩЕСТВА •

НА СТАДИОНЕ Таллинского мореходного училища рыбной промышленности собралась группа парней. Собрались не просто так, а с определенной целью: выпить. Об этом свидетельствуют заранее купленные бутылки спиртного. Хотя впоследствии разные люди по-разному будут истолковывать это событие.
Непосредственные участники утверждают, что инициаторы выпивки — абитуриенты, которые не поступили в этом году в училище и якобы собрались «обмыть" свой отъезд домой. Курсанты будто бы и отреагировать не успели, как к месту, где должны были разворачиваться дальнейшие события, подошли начальник училища и начальник организационно-строевого отдела. Некоторым удалось скрыться, а вот оставшиеся А. Котов, А. Алексеев, В. Рябых и В. Попов были задержаны, как говорится, с поличным. Может быть, они оказались честнее своих приятелей, может быть, просто не успели удрать. Даже по этому вопросу мнения сейчас очень противоречивы. Но, так или иначе, этим четырем ребятам пришлось ответить преподавателям училища, своим товарищам.
Мнение начальника ОРСО ТМУРП категорично: собрались выпить. Доказательства налицо. Причем, инициаторы и все участники, к сожалению, ребята из мореходки.
Скрывшиеся ребята также курсанты училища. Абитуриенты, по его мнению, психологически не были подготовлены к бегству. Они просто не смогли бы так быстро сориентироваться в подобной ситуации.
ТАК ЧТО, вполне возможно, что сбежавшие, которые так позорно предали своих товарищей, продолжают свою учебу в стенах училища, пользуются репутацией хороших товарищей. Но неужели та низость, которую они проявили к своим товарищам, ни разу не потревожила их совесть? Пока что их трусости свидетели лишь они сами.
Но наверняка впоследствии у них еще будут испытания жизнью, которые они вряд ли будут преодолевать по совести. Возможно, и об этом их низком поступке узнают окружающие. Но пока что на положении "не пойманных воров" им удается скрываться.
Но, наверное, наедине с собою неспокойно у них на душе. К слову сказать, ТМУРП является закрытым учебным заведением. Естественно, здесь и более строгие правила поведения, более жесткий распорядок дня, больший спрос с ребят, а у курсантов соответственно должно быть больше ответственности за свои поступки. Ведь выпускники училища - это будущий командный состав нашего рыбопромыслового флота, многим впоследствии предстоит представлять свою Родину за рубежом. И поэтому в училище нравственным принципам, сознанию общественного долга, дисциплине уделяется особое внимание. С курсантами проводится на эти темы разъяснительная работа. Но, наверное, и сам человек, даже если ему еще нет восемнадцати, должен иметь какую-то ответственность за свои поступки. И вот четырем курсантам ТМУРП пришлось держать ответ.
МНЕ ХОЧЕТСЯ остановиться на одном из них — Валере Попове. Для него этот случай был «последней каплей». Парня отчислили из училища. Но до этого у него была возможность чистосердечно во всем признаться, рассказать правду о случившемся — да разве это не первейший долг для каждого? Тем более, он бы мог остаться в училище.
Но, очевидно, у семнадцатилетнего парня был «свой нравственный принцип», который запрещал ему, выдать собутыльников.
Не захотел сделаться «предателем» Валера Попов и пожертвовал ради этого своей мечтой, своей будущей дорогой в жизнь, которую сам же избрал. Здесь, наверное, тоже требуется определенное, мужество, чтобы бросить под ноги и безжалостно растоптать то, о чем мечтал долгие годы.
Но ради чего были принесены подобные жертвы?!
На комсомольском собрании Попов упорно стоял на своем, наотрез отказался назвать сбежавших приятелей. Парень не захотел назвать тех, кто, ни секунды не задумываясь, удрал, лишь почувствовав, что может быть замечен; позорно бежал, бросив своих же товарищей, того же Попова.
«Вместе собирались выпить, но вот не получилось, так пусть теперь расплачиваются другие», — так очевидно, думали те, сбежавшие. — "Зачем им отвечать за свои проступки, которые удалось скрыть?
Гораздо тяжелее пришлось Попову. Не в меру легкомысленным, мягкотелым, с ложным пониманием товарищества оказался парень. А ведь мог учиться, и неплохо. Здесь, в училище, появились у него интересные дела: занимался в курсантском ансамбле (играл на гитаре.). Сам разыскал спортивную секцию при строительном техникуме и с увлечением начал изучать дзю-до. В общем, на первый взгляд, обычный парень со своими заботами и увлечениями. Но вот, когда обстоятельства заставили копнуть поглубже, вышло, что не совсем обычный это парень — Валера Попов.
ПОСЛЕ РАЗГОВОРА с ним я почувствовала, что парень хочет учиться в мореходке и очень жалеет о случившемся. Но, видимо, не настолько сильно желание учиться, сильнее то ложное чувство товарищества, которое заставило его скрыть своих соучастников. И невдомек ему, что скрывает он, в общем-то, тех, кто предал его, оставил, расхлебывать кашу, которую заварили сообща. Попов скрыл их имена, показывая себя, как он думает, «настоящим товарищем": скрыл, жертвуя своим званием курсанта.
Попова исключили из училища, конечно, не за один проступок. Незадолго до этого был еще один неприятный случай, о котором потом говорили, что это «позорное пятно для всего училища».
Валерий Попов в числе способных курсантов был направлен училищем на Международную парусную регату. Курсанты, командование доверили ему защищать честь училища, честь своей Родины в этом международном соревновании. Доверили, хотя и раньше за ним замечалась недисциплинированность.
И вот Попов в числе тринадцати курсантов ТМУРП прибыл к месту соревнования. Но в состязаниях ему участвовать так и не пришлось. Уйдя в двухдневную самовольную отлучку, он был немедленно списан с судна и возвращен в училище. Подобное легкомыслие, даже если тебе всего семнадцать лет, просто недопустимо. Но, очевидно, Попов не привык свою жизнь подчинять строгой дисциплине, которая так необходима, особенно здесь в училище. За два года обучения не могли приучить его к пониманию своего общественного долга.
С Валерой Поповым много говорили после этого случая, предупредили, что, если подобное повторится, он будет отчислен из училища. Однако эти беседы, очевидно, не возымели своего действия.
Следующим был случай на стадионе с попыткой выпивки.
В РАЗГОВОРЕ с командиром роты Вячеславом Григорьевичем Лепилиным я пыталась выяснить, почему произошло такое, ведь в училище проводится большая работа по воспитанию молодых людей, им стараются привить высокое сознание общественного долга, учат честности и правдивости.
— Слишком все просто достается у нас молодому человеку. Попов очень легкомыслен, совершенно лишен чувства ответственности. Не умеет оценивать обстановку, в которой находится, не контролирует свои действия. Группа, где учился Попов, вообще очень трудная, — таково мнение командира роты.
Да, действительно, не раз приходилось начальнику ОРСО Н. 3. Нагорному, разбираться с ребятами этой группы.
Пока что отчислен один курсант. Но не пора ли задуматься и том, кто уже сейчас находится на грани отчисления? А такие есть, и их не один, не два. Пора бы ребятам быть более ответственными и не столь легкомысленными. Этого требуют их курсантские честь и долг. Наконец, этого требует их будущая трудная и ответственная профессия мореходов.


Н. КРУТИКОВА.
ДЕЛО ВАЖНОЕ, ОТВЕТСТВЕННОЕ. - 05 10 1974
ЗАВТРА-ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Хорошо оборудованные кабинеты, подтянутые и аккуратные ученики, опытные учителя — так встречает входящих Таллинское мореходное училище рыбной промышленности.
— Товарищ преподаватель, группа в количестве столько-то человек на урок прибыла, — такими словами для учителей ТМУРП начинаемся каждое, утро.
Очень привычны они и для двух преподавательниц химии — Хелье Аугустовны Калласте и Хельмы Юхановны Оорн. Обе они уже «старожилы» училища, работают здесь с 1958 года. Раньше они преподавали в школе.
Хелье Аугустовна преподает свой предмет во всех группах технологов ТМУРП уже больше 15 лет. У первого и второго курса — это аналитическая химия, у третьекурсников — физическая коллоидная химия.
— В училище приходят ребята с очень разной подготовкой, — рассказывает Хелье Калласте, — к сожалению, порой попадаются и такие, у которых отсутствует даже знание основ. Тем, кому это необходимо, мы устраиваем дополнительные занятия: консультации и опросы. Ведь для технологов химия является одним из основных предметов, с ее помощью объясняются важнейшие технологические процессы.
Хельма Оорн много внимания уделяет внеклассной работе. После уроков ее можно встретить в курсантском общежитии. Она старается лучше узнать своих учеников, их интересы, стремления. Расспрашивает ребят о том, где бы они хотели побывать. Часто проводит для курсантов экскурсии на предприятия города, на суда, стоящие в порту, для лучшего ознакомления с их будущей специальностью: устраивает культпоходы в театр, кино. А для любителей своего предмета она организовала химический кружок. Здесь ребята проводят интересные опыты, глубже узнают этот увлекательный предмет.
Не так давно X. А. Калласте и X. Ю. Оорн за успешную организацию социалистического соревнования в ТМУРП в 1974 году были награждены знаком «Отличник социалистического соревнования". Их работа неоднократно отмечалась почетными грамотами. Опытные преподаватели, они несут свои знания все новым и новым курсантам, выполняют важное и ответственное дело - воспитание нового человека.

Н. КРУТИКОВА

НА СНИМКЕ: члены жюри химической олимпиады преподавательницы химии Х. А. Калласте (слева) и X. Ю. Оорн.
ПЕРВЫЙ ШАГ К МЕЧТЕ – 26 08 1975
• РЕПОРТАЖ •

ХОТЯ РЕЧЬ и пойдет о вступительных экзаменах в Таллинском мореходном Училище рыбной промышленности, я не буду писать об абитуриентах их надеждах, суевериях, «верном способе» пронести шпаргалку. Давайте пройдем мимо ребят, столпившихся у доски с расписанием экзаменов, мимо комнаты, где заполняют документы, не будем подходить и к тем, кто сейчас сдает экзамены по математике, а заглянем в приемную комиссию.
С 10 часов утра открываются двери большой светлой комнаты. Вдоль стен стоят столы, на каждом из которых прикреплена табличка с названием специальности. Так что тем, кто пришел сдавать документы, а ребятам, окончившим 10 классов, сдавать их можно до 14 августа, сразу ясно, к кому следует обратиться.
— В этом году, — говорит Г. А. Клевцов, ответственный секретарь приемной комиссии и председатель экзаменационной комиссии, — мы примем 270 человек, из них 56 по кооперированному набору из Ленинграда, Клайпеды, Калининграда, Лиепая.
Уже выдержало экзамены более двухсот абитуриентов, но станут ли они курсантами училища — определит конкурсная комиссия после того, как 21 августа сдаст экзамены последний, четвертый по ток.
Рядом принимает документы на специальность «Технология рыбных продуктов» А. Е. Субоч.
— Конкурс по училищу — два человека на место, а у нас побольше — три человека. Раньше наиболее популярно было механическое отделение, но с этого года оно закрыто, так как училище будет специализироваться на подготовке технологов. Поэтому приятно, что сейчас большую часть заявлений подают на технологическое отделение.
— Что вы думаете о нынешних абитуриентах? — с таким вопросом я обратилась к В. П. Ежкову. На его столе табличка «Судовождение».
— Чувствуется, что у них есть воля в достижении намеченной цели, упорство. Не все они, конечно, такие, но хороших, жизнерадостных ребят большинство.
А как идут дела у С. А. Рабакука, принимающей заявления в эстонские группы? — Я работаю в приемной комиссии девятый раз. И знаете, с каждым годом все труднее набрать требуемое количество курсантов. Из республики, из Таллина поступают мало. Например, во втором потоке почти все абитуриенты из Белоруссии. Причина, мне думается, в том, что после восьмого класса многие мальчики хотят учиться в школе дальше, а после ее окончания стремятся поступить в институт. А, может быть, море больше влечет тех, кто живет вдали от него?
Посмотреть со стороны — будничная канцелярская работа. Бланки, справки, ведомости, отчеты, объяснения, как заполнить графы анкет. Выдача направлений в общежитие... Но - работа членов приемной комиссии, такая обычная с виду, помогает мальчикам успешно сдать экзамены и стать курсантами мореходного училища, помогает сделать первый шаг к осуществлению мечты.

А. БАРАНКИНА.
Памяти Людмилы Александровны Юдиной. И НЕТ ВЫСШЕЙ НАГРАДЫ... - 08 03 1975
ПЕРЕДО МНОЙ пачка писем, и все они адресованы одному человеку — преподавателю литературы Таллинского мореходного училища рыбной промышленности Людмиле Александровне Юдиной.
«Здравствуйте, уважаемая Людмила Александровна! С горячим флотским приветом к Вам бывшие курсанты В. Волков и Л. Горбунов. Немножко о наших делах. Доехали хорошо. В дороге провели восемь суток, но не жалеем, так как увидели много интересного. Уж очень здесь красиво, особенно в районах озера Байкал».
Здравствуйте, уважаемая Людмила Александровна! Пишу Вам из Находки. Сюда мы доставили очередной груз рыбы из района Гавайских островов. Сразу же по возвращении из Таллина стал оформлять документы на рабочий диплом, неожиданно попросили идти в визированный рейс рефмотористом. Вначале думал, пойдем в Одессу, но в Корсакове сообщили - идем на Гавайи».
«Получил от Вас письмо, за которое огромное спасибо! Людмила Александровна, я очень благодарен Вам за то, что Вы хотите помочь подготовиться к экзаменам. Я бы очень попросил, если достали учебники, то пусть они у Вас полежат до мая. Демобилизуюсь где-то в двадцатых числах и заеду к Вам. Сейчас готовлюсь к экзаменам. Скоро мы начинаем сдавать итоговую проверку. Нужно самому сдать на «отлично», да и за роту душа болит. Не у всех все в порядке. А мне, как старшине, поручили двоих ребят подтянуть по политподготовке и вождению».
Это лишь некоторые из писем, но какое ни прочтешь — в каждом ощущаешь искренность и подкупающую непосредственность. Ребята делятся со своей бывшей учительницей, как с близким человеком, своими сомнениями и надеждами, рассказывают о планах, благодарят за поздравления, обращаются с просьбами. В этой обширной переписке не исключены и письма от родителей. Находясь далеко от детей, они беспокоятся, спрашивают о поведении и учебе сыновей.
Не случайно я привела эти выдержки. За их строками — ребята, добрые и отзывчивые, благодарные и целеустремленные. А главное — красноречивее всяких слов письма говорят о тех, кому они адресованы.
Переписка не может долго продолжаться, если она односторонняя. Людмила Александровна, несмотря на свою занятость, ни одно из них не оставляет без ответа. Как и в училище, она делится с бывшими воспитанниками жизненным опытом, ненавязчиво помогает добрым советом, добросовестно выполняет их просьбы. Она искренне заинтересована в их судьбах.
Когда я спросила у Л. А. Юдиной, как она умудряется найти контакт с такими разными по характеру и развитию ребятами, она ответила очень просто: «Не злоупотребляю их доверием. Пятнадцатилетние мальчишки, какими они приходят в училище, очень доверчивые и искренние. И если ты идешь к ним с открытой душой, они платят тебе тем же. Стоит один раз воспользоваться их прямодушием и откровенностью в корыстных целях, как они быстро отвернутся от тебя».
Может быть, это и есть один из педагогических «секретов» Людмилы Александровны?
Приведенные выше письма написаны курсантами последнего выпуска Юдиной. Сейчас у нее новая группа Х-32 — третьекурсники, будущие специалисты по холодильным установкам. Своими учениками она довольна. В группе не стоит вопроса об успеваемости. Ребята дисциплинированные, исполнительные, отзывчивые. Людмила Александровна называет своих помощников — комсорга Валеру Тимофеева, старшину Валерия Калиничева, преподавателей группы Ш. Ароновича, Р. Ряка, начальника специальности Б. Михайлова, с которыми Юдина сообща делает одно общее дело — воспитывает будущих командиров производства.
За 23 года педагогического стажа и пятнадцать лет преподавания в училище Людмила Александровна научилась находить «ключик» к ребячьим душам, хорошо понимать их. Но не будь у нее главного — любви к ним — не было бы теплоты и сердечности, которыми ребята одаривают свою учительницу.
Л. А. Юдина всегда среди своих воспитанников. И по долгу службы (она еще и классный руководитель), и по велению души. На уроках литературы она прививает ребятам любовь к прекрасному, к своему предмету. Не случайно, о курсантах этой группы говорят «заядлые театралы». Дежуря на самоподготовке, Людмила Александровна всегда поможет, поддержит спор или разговор и на отвлеченную тему. В загородных поездках, на вечерах она старший товарищ, друг.
Нелегко заслужить доверие своих учеников, воспитать в них требовательность к себе, чувство благодарности за чужой труд. Достижению этой цели преподавательница отдает всю себя. И нет высшей награды для нее, как видеть своих воспитанников настоящими людьми.
Воспитанники Людмилы Александровны несут трудную морскую вахту в разных уголках земного шара. И, как пишет один из них, стараются работать, так, чтобы училищу не было стыдно за них.

Г. МЕЛИКОВА.
ТМУРП 0 1 комментарий
КРАЖА – 23 12 1976
Из зала суда
— Встать! Суд идет!
— Фамилия, имя, отчество: Чернев Сергей Николаевич.
— Год рождения: 1960-й
— Образование: 8 классов.
На скамье подсудимых — шестнадцатилетний подросток, бывший курсант Таллинского мореходного училища рыбной промышленности. Слушается дело по обвинению несовершеннолетнего Сергея Чернова в краже денег и вещей, принадлежащих курсантам ТМУРП.
Сначала очень кратко о фактах.
Приказом начальника ТМУРП от 16 августа 1976 г. «за употребление спиртных напитков и устроение беспорядков» Сергей Чернов лишается стипендии сроком на три месяца и предупреждается, что в случае дальнейших нарушений дисциплины будет отчислен из училища. Приказом от 20 августа этого года за самовольную отлучку Чернов был отчислен из мореходного училища
В пятидневный срок бывшему курсанту Сергею Чернову необходимо уехать к себе домой в город Калининград. В это-то время и были совершены им два преступления.
В ночь с 22 на 23 августа Чернов обыскивает карманы курсанта, живущего вместе с ним в общежитии. Из найденных сорока семи рублей — двадцать два берет себе. На украденные деньги покупает билет на калининградский поезд. Но уехать домой не пришлось — слишком долгим оказалось прощание с друзьями, на поезд Чернов опоздал.
Через несколько дней Сергей и его приятель Игорь Самарин (тоже отчисленный из училища) отмечают день рождения, а заодно и... свое отчисление. Купленных трех бутылок вина показалось мало. И Чернов идет на новую кражу. На этот раз у двух курсантов училища украдена крупная сумма денег, личные вещи. Спустя некоторое время Чернов относит краденое в камеру хранения железнодорожного вокзала — в этот день он все-таки собирался уехать в Калининград. Но до отхода поезда оставалось время, Чернов решает в последний раз зайти в училище. Здесь-то его и задерживают. Парень сначала отпирался, юлил, но, когда его, что называется, прижали к стенке, во всем признался.
Так выглядела фактическая сторона дела. Что же скрывалось за этими фактами? Что привело шестнадцатилетнего подростка на скамью подсудимых?
...Отца не стало, когда Сереже был всего один год. Мальчику шел пятый, когда мать привела в дом нового мужа. Пожалуй, именно с приходом в семью этого человека началась история, развязка которой происходила уже в суде...
Отчим не утруждал себя даже элементарной заботой о ребенке. Все его воспитание сводилось к пьяным окрикам и постоянным упрекам и понуканиям. Мальчика называли обидными словами, за малейшую провинность били, упрекали куском хлеба, называли дармоедом. Отчим избивал Сережу и за плохие отметки, полученные в школе. Побои, грубость, несправедливые горькие упреки ожесточали детское сердце. Его самозащитой, его протестом становились упрямство, лживость, непослушание, которые развивались с каждым годом. Да и как еще может защитить себя восьмилетний ребенок от пьяной жестокости и самодурства такого «воспитателя»? В Сереже росли замкнутость и озлобленность, которые вели его к воровству. Украденный пирожок или булка в магазине — такой была его реакция на постоянные упреки в дармоедстве, таким путем он пытался самостоятельно добывать себе пропитание.
Сережу неоднократно задерживали. Но и это не заставило его родителей спохватиться. Они даже не стремились найти контакт с сыном. Сережа, его мать, отчим только жили под одной крышей, больше их ничего не связывало. И царящие в доме ненависть и неприязнь сделали родной дом чужим. А в школе у него были сверстники, чья благополучная домашняя обстановка еще сильнее подчеркивала контраст с его собственной. Все чаще замечает Сережа свою плохую одежду, все больнее отзывается в его сердце пьяная ругань отчима... В таких условиях развивался его характер. Мальчик старается найти выход. И находит... в темных подъездах, в компаниях таких же безнадзорных ребят.
В свои десять лет Сережа Чернов уже состоял на учете в детской комнате милиции, занимался мелким воровством, хулиганством, бродяжничал — таким был результат безответственного отношения родителей к воспитанию сына. Так появилась в его жизни Сланцевская специальная школа для трудновоспитуемых. В ней он и заканчивает восемь классов.
В 1975 году Чернов поступает в Таллинское мореходное училище рыбной промышленности. За сотни километров остался дом, но то зло, которое было в нем посеяно, уже пустило глубокие корни.
В училище Сергей начал обучение по технологической специальности. Смышленый, и сообразительный, он быстро овладевал учебными предметами, мог самостоятельно разобраться в новом материале. И не только сам для себя, но и помогал своим новым товарищам. Интересовался судостроением, посещал специальный кружок. Учиться начал неплохо.
Плохо было другое: Чернов не выносил дисциплины, которой требует морская служба. Быт курсантов построен здесь четко и строго, по-морскому: регламентировано время для занятий и отдыха, выход из училища разрешен лишь по определенным дням, курсанты обязаны соблюдать форму одежды. Эти и другие требования предъявляет мореходное училище к каждому курсанту.
Сергею Чернову все это показалось невыполнимым. Учиться — учился, но подчинить себя общему порядку не смог. Самовольно уходил из училища, случалось — выпивал, нарушал форму одежды, стал пропускать уроки, недобросовестно относился к выполнению заданий. Все это повлекло за собою плохую успеваемость. И, несмотря на способности к учебе, стали в его зачетке появляться неудовлетворительные оценки. Дальше — больше: несколько раз был замечен в воровстве.
Как же реагировали на это его товарищи, курсанты из группы Т-12, в которой он учился? Об этой группе в училище проскальзывало мнение, что курсанты в ней как-то разобщены, каждый сам по себе. Группа в целом подобралась трудная, в ней чаще, чем в других, бывали нарушения дисциплины. Это с самого начала учебного года вызывало тревогу преподавателей и в первую очередь командира роты Сергея Михайловича Наумова, который особо занимался с Т-12: проводил общие беседы, индивидуально работал со многими курсантами. И те из ребят, которые извлекли пользу из таких уроков, сегодня учатся на втором курсе. Чернову стать второкурсником не пришлось. Хотя, пожалуй, ни с кем из других курсантов столько не занимались, сколько с ним. Он был под особым наблюдением Сергея Михайловича. Долгие часы проводили они вдвоем. И как будто не было между ними недосказанного. Обо всем поведал своему воспитателю Сергей: и о своем нелегком детстве, и о том, сколько незаслуженных обид перенес он о доме отчима. Взаимопонимание и сочувствие нашел мальчик у воспитателя. Но вот ответить на него не смог. Все чаще и чаще приходилось Чернову отчитываться за свое неудовлетворительное поведение, каждый раз обещал исправиться и тут же совершал новый проступок, и опять раскаивался, и опять совершал... Беседовали с ним и классный руководитель группы Виктория Станиславовна Бертель, и его товарищи. Справедливо требовали от него отчета в своих действиях старшина группы Николай Грицук, комсорг Владимир Онищенко, курсант Вячеслав Раткевич.
Зато родители словно вливали в него силы, мешавшие принять новую жизнь. И когда на каникулах курсанты торопились домой, к близким, Сергею свидание с семьей не сулило радости. Дом встречал его той же пьяной бранью, участились столкновения с отчимом. Еще большую моральную ущербность приносят Сергею те недолгие часы, которые проводит он дома: садится есть — его обвиняют в обжорстве; случилось взять вещи отчима — в результате жестоко избили. Всякий раз он возвращался в училище глубоко уязвленный. Так родители сводили на нет все попытки педагогов училища перевоспитать их сына, подрывали в нем веру в добро, в справедливость, вселяли в сердце подростка подозрения, неверие в людей.
И, возвращаясь в училище, Сергей продолжал лгать; был недисциплинирован и упрям. И вот очередное нарушение повлекло за собой отчисление Чернова из мореходки. Ему надо уехать из Таллина в Калининград. Где взять деньги на билет? У сокурсников, которым он нанес немало обид? Но рядом с ним были и взрослые люди, воспитатели, отвечающие за него, хотя бы до тех пор, пока он не покинет Таллин. Многие из них проявляли заботу о нем на протяжении всего учебного года. Однако никто не поинтересовался, на какие деньги неработающий подросток доберется до Калининграда. И формальный ответ, что он в свое время получил стипендию (которую он вполне мог уже и истратить) здесь не удовлетворяет. Конечно невозможно оправдать тот способ, каким Чернов ре шил добыть деньги на билет, и две кражи, совершенные им, ни в коей мере не оправдывают его — за эти преступления он ответил перед законом. Но, наверное, не следовало и администрации училища так быстро слагать с себя всякую ответственность за судьбу недавнего своего воспитанника.
Сам Чернов обратиться за помощью ни в училище, ни домой не пожелал. Сработал принцип, которому он был сызмальства научен. Как в детстве, когда хотел есть — крал в магазине, так и сейчас, когда не оказалось денег на билет — пошел и украл у своего же товарища.
...Заседание суда было недолгим. Подсудимый Чернов свою вину признал. Решением народного суда Октябрьского района города Таллина он был приговорен к полутора годам лишения свободы. Трудовой колонии предстоит перевоспитывать Сергея Чернова, вернуть человека обществу.
На судебном процессе присутствовала женщина, давшая жизнь Сергею Чернову - Пекина Анна Францевна. Долгие годы мирилась она с той обстановкой в доме, которая в конечном итоге привела ее сына к преступлению, сделала его озлобленным, одиноким подростком.
Смогла ли осознать эта женщина все то горе, которое принесла собственному сыну? Ведь воспитание ребенка - это не только личное дело, но и общественный долг, за выполнение которого родители отвечают перед государством. Сергея Чернова будут перевоспитывать другие люди, но дома, в Калининграде, у него осталась маленькая сестренка. Что будет с нею? Сумеет ли мать понять то, что случилось, и не просто понять, но и предъявить к себе самой строгие требования? Пока на эти вопросы ответить трудно. Поэтому сейчас в этой истории еще нельзя поставить точку. Она продолжается...

Н. КРУТИКОВА.
ТМУРП 0 2 комментария
ПОСВЯЩЕНИЕ В МОРЯКИ - 23 11 1976
Необычным, волнующим и по-праздничному радостным был этот день для курсантов-первокурсников Таллинского мореходного училища рыбной промышленности. Надолго останется он в памяти ребят, и воспоминание о нем будет освещать выбранный ими путь, путь нескончаемой синевы морских дорог... Торжественное посвящение в курсанты на борту судна — событие действительно особенное, памятное, которому суждено положить начало еще одной доброй традиции будущих мореходов.
...Словно пришедший из мальчишеской мечты, застыл у пирса красавец-парусник. Курсанты поднимаются по трапу четырехмачтового барка «Крузенштерн», одного из самых больших в мире парусных судов. Раздаются торжественные звуки музыки. Праздничная церемония посвящения началась... В торжественном строю застыли вчерашние мальчишки, сегодняшние курсанты мореходки, а завтра — штурманы, технологи, радисты, отважные моряки. Внимательно слушают они слова напутствия своего первого командира — начальника ТМУРП Вячеслава Антоновича Морозова, поздравления капитана «Крузенштерна» Владимира Тимофеевича Роева.
...Уверенно звучат слова курсантской клятвы. И вместе с радистом-первокурсником Александром Брызгалиным вторят ей преданные морю сердца. Каждодневным трудом, хорошей учебой и отличной дисциплиной докажут они свою принадлежность к семье морских тружеников.
Технолог первого курса Виктор Селиванов зачитывает призыв курсантов ТМУРП ко всем учащимся мореходных училищ Западного бассейна — торжественное посвящение в курсанты проводить на борту судов.
Начальники учебных отделений училища В. В. Нурмис, X. X. Ольтерс, П. М. Ялакас вручают новичкам курсантские билеты. И, пожалуй, радость этого дня можно сравнить разве что с радостной взволнованностью поступления в мореходное училище. Каждому первокурснику были подарены фотографии с изображением парусника «Крузенштерн», как память о том, что на его борту происходило посвящение в курсанты, как символ того, что юношеской мечте дано осуществиться, что посвящение в будущую профессию состоялось.

Н. КРУТИКОВА.

НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Впереди курсантского строя гордо реет знамя училища.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Торжественное построение курсантов ТМУРП на палубе парусника «Крузенштерн».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Начальник отделения X. X. Ольтерс вручает курсантский билет первокурснику Антсу Тислеру.

Фото М. РАУДЕ.
Парень из Намибии – 05 11 1977
Юноши из Народно-Демократической Республики Йемен, Ирака, Сомали... Сегодня их двадцать пять, приехавших в Таллинское мореходное училище рыбной промышленности из десяти стран мира. Вместе с советскими курсантами они изучают радиосвязь и электрорадионавигацию.
Будущие радисты познают сложные предметы: радиоприемные устройства, манипуляцию, радиосвязь. А если к тому же учесть, что русский язык, на котором ведется преподавание, таит в себе еще немало трудностей, то заниматься приходится особенно упорно и настойчиво. Требуется внимание на уроках, добросовестное выполнение домашних заданий. А если все-таки что-то неясно? Можно попросить преподавателя повторить объяснение, а можно побеседовать с тем, кто обучается на родном языке.
Свободное время многие отдают музыке. Звучат популярные мелодии, национальные песни и танцы разных стран. В часы увольнений иностранные курсанты вместе с советскими ребятами знакомятся с Таллином — театрами, музеями, достопримечательностями города. Но не оставаться же в долгу перед своими гидами! И вот в одном из кабинетов мореходки открывается очередная выставка. На этот раз — знакомство с Ираком. Специально оформленные стенды и витрины, литература и магнитофонные записи рассказывают о жизни иракского народа, экономике страны, ее культуре. Выставку подготовили молодые иракцы, обучающиеся в ТМУРП.
Так совместные дела, общие цели и интересы перерастают в дружбу, объединяют молодых людей различных стран и континентов.
В мореходном училище я познакомилась с двадцатичетырехлетним Ипумбу Фили Нанголо. В Советский Союз он приехал из Намибии, африканского государства, которое борется сегодня за национальное освобождение против расистского режима ЮАР,
— До приезда в вашу страну, — рассказывает Фили Нанголо, — учился на родине, сначала в начальной школе, потом в средней. У нас одни школы для черных, другие для белых. Система образования строится на основе расистской политики.
Ипумбу Фили Нанголо родом из городка Ошакати. Там и сейчас живут его мать, сестры, товарищи. Они ждут возвращения Фили домой. Только отец не ждет. Он так никогда и не узнает, что сын его уехал учиться в далекий Советский Союз. Семь лет назад он был расстрелян карателями... На родине Фили участвовал в политической борьбе, вместе с товарищами боролся за независимость Намибии, был членом молодежной организации массового движения против расизме.
— Как вы лопали в Советский Союз?
— В моей стране нельзя выучиться на радиста. Но чтобы продолжить борьбу, Намибии нужны хорошие специалисты. Меня послала учиться моя партия — СВАПО, народная организация Юго-Западной Африки.
— Вы живете у нас вот уже два года. Каковы ваши впечатления о нашей стране?
— Очень нравится, что у вас много книг. Каждый человек может получить образование. Когда-нибудь так будет и у нас. Сегодня мы боремся за это. У вас легко жить: хорошие бытовые условия, дешевый транспорт.
Читал на английском языке новую Конституцию советского народа. Всем людям нужен мир, война не нужна никому. Это должен понять каждый человек в любой точке планеты.
— В каких городах, кроме Таллина, успели побывать?
— Несколько раз был в Москве. У меня там друзья из Намибии. Они учатся в университете Дружбы народов имени Птариса Лумумбы. Ездил в Ленинград, Киев, Ростов. Но Таллин нравится больше. Может быть, потому, что дольше здесь живу...
— Интересуетесь нашей культурой?
— Люблю читать уже здесь познакомился с вашими классиками—Пушкиным , Лермонтовым, Толстым. С удовольствием смотрю советские кинофильмы. Особенно понравился фильм "Обратной дороги нет". В нем показано партизанское движение. Сам принимал участие в такой борьбе, поэтому события фильма заинтересовали, были мне близки.
Во время нашей беседы Фили Нанголо не только рас сказывал о себе, о своих впечатлениях. Он живо интересовался жизнью советских людей, рыбаков. Своим соотечественникам он хочет рассказать о том, как живут люди первого в мире социалистического государства. Ну, а пока у него впереди еще несколько лет учебы. Ипумбу Фили Нан голо учится, чтобы быть полезным родине, намибийскому народу.

Н. КРУТИКОВА
ТМУРП 0 Нет комментариев
ЗАСЛУЖЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ - 20 10 1977
ПОЗДРАВЛЯЕМ!
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В канун Дня учителя Указом Президиума Верховного Совета Эстонской ССР присвоено почетное звание заслуженного учителя республики заместителю начальника Таллинского мореходного училища рыбной промышленности по учебной части Борису Моисеевичу Розенштейну.
Борис Моисеевич работает в ТМУРП с мая 1953 года — после демобилизации из рядов Вооруженных Сил. В годы войны участвовал в боях за освобождение Эстонии, служил на кораблях Краснознаменного Балтийского флота. Награжден орденами Отечественной войны, Красной Звезды, медалями.
За двадцать четыре года работы в училище Б. М. Розенштейн проявил себя способным педагогом, настоящим наставником молодого поколения рыбаков.
Борис Моисеевич — активный общественник: неоднократно избирался секретарем парторганизации училища.
За свою плодотворную работу Б. М. Розенштейн награжден в 1970 году Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ЭССР.
Поздравляя Бориса Моисеевича с почетным званием «Заслуженный учитель Эстонской ССР», молодые рыбаки объединения «Эстрыбпром» желают ему доброго здоровья и новых творческих успехов.
И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ДЕЛО СВОЁ... – 11 01 1990
В Таллиннском морском колледже

Сегодня, когда наша страна взяла куре на коренные преобразования в экономике, народному хозяйству, рыбной отрасли в том числе, потребуются специалисты новой формации. Жизнь предъявит к ним самые высокие требования и в профессиональной подготовке, и в общей культуре. Ведь иначе соответствовать уровню требований в избранном для себя деле они вряд ли смогут, и останутся на периферии происходящих событий.
Именно в таком ключе и шел разговор на недавней встрече студентов только что созданного на базе ТМУ Таллиннского морского колледжа и специалистов-связистов «Эстрыбпрома». Делегация шефов была весьма представительной — начальник отдела связи объединения Е. Злобил, начальник радиоцентра Б. Сорокинский, начальники судовых РТС М. Лисанов, А. Криворучко, А. Виноградов, заместитель секретаря комитета комсомола объединения электрорадионавигатор В. Злобин.
Открывая встречу, начальник радиотехнического отделения В. Зотов акцентировал внимание на необходимости непрерывного повышения уровня знаний и квалификации, стремлении к обязательному достижению конечного результата, несмотря на возникающие трудности.
Но некоторые студенты, отметил В. Зотов, пока еще не приучены трудиться добросовестно, слишком долго культивируется у них «барское» отношение к работе.
Эту мысль поддержали и выступившие затем Е. Злобин, М. Лисанов. Будущие радиоспециалисты, как показывает опыт, еще не научились с максимальным эффектом использовать учебно-материальную базу, которой располагает это учебное заведение. В последнее время в объединение пришли работать выпускники с низкими знаниями, которых нельзя использовать на флоте как радиоспециалистов. Анализ показывает, что за время учебы такие курсанты не совсем добросовестно относились к приобретению знаний. И при первой же встрече с трудностями, с которыми приходится встречаться молодым специалистам на первых порах своей самостоятельной работы, они не выдерживают экзамена на профпригодность. В этой связи выступавшие дали слушателям конкретные советы, на что именно прежде всего необходимо обратить внимание в учебе. О том, какие требования предъявляет море связистам, говорил и В. Злобин. Он — выпускник ТМУ, два рейса на промысловых судах сделал электрорадионавигатором, а заместителем секретаря комитета комсомола объединения избран в сентябре минувшего года. Естественно, речь зашла и о недавно состоявшемся XXI съезде ЛКСМ Эстонии, о том, какую позицию на нем занимали представители «Эстрыбпрома», что может произойти с молодежным движением в нашей республике. И вопросы — а студенты колледжа на них не поскупились — касались не только чисто профессиональных проблем связистов, но и различных сторон жизни республики.

Н. ЕРМОЛАЕВ,
организатор внеклассной культурно-массовой работы Таллиннского морского колледжа.
ТМУРП 0 Нет комментариев