КРАЖА – 23 12 1976

Автор
Опубликовано: 2197 дней назад (12 апреля 2018)
0
Голосов: 0
Из зала суда
— Встать! Суд идет!
— Фамилия, имя, отчество: Чернев Сергей Николаевич.
— Год рождения: 1960-й
— Образование: 8 классов.
На скамье подсудимых — шестнадцатилетний подросток, бывший курсант Таллинского мореходного училища рыбной промышленности. Слушается дело по обвинению несовершеннолетнего Сергея Чернова в краже денег и вещей, принадлежащих курсантам ТМУРП.
Сначала очень кратко о фактах.
Приказом начальника ТМУРП от 16 августа 1976 г. «за употребление спиртных напитков и устроение беспорядков» Сергей Чернов лишается стипендии сроком на три месяца и предупреждается, что в случае дальнейших нарушений дисциплины будет отчислен из училища. Приказом от 20 августа этого года за самовольную отлучку Чернов был отчислен из мореходного училища
В пятидневный срок бывшему курсанту Сергею Чернову необходимо уехать к себе домой в город Калининград. В это-то время и были совершены им два преступления.
В ночь с 22 на 23 августа Чернов обыскивает карманы курсанта, живущего вместе с ним в общежитии. Из найденных сорока семи рублей — двадцать два берет себе. На украденные деньги покупает билет на калининградский поезд. Но уехать домой не пришлось — слишком долгим оказалось прощание с друзьями, на поезд Чернов опоздал.
Через несколько дней Сергей и его приятель Игорь Самарин (тоже отчисленный из училища) отмечают день рождения, а заодно и... свое отчисление. Купленных трех бутылок вина показалось мало. И Чернов идет на новую кражу. На этот раз у двух курсантов училища украдена крупная сумма денег, личные вещи. Спустя некоторое время Чернов относит краденое в камеру хранения железнодорожного вокзала — в этот день он все-таки собирался уехать в Калининград. Но до отхода поезда оставалось время, Чернов решает в последний раз зайти в училище. Здесь-то его и задерживают. Парень сначала отпирался, юлил, но, когда его, что называется, прижали к стенке, во всем признался.
Так выглядела фактическая сторона дела. Что же скрывалось за этими фактами? Что привело шестнадцатилетнего подростка на скамью подсудимых?
...Отца не стало, когда Сереже был всего один год. Мальчику шел пятый, когда мать привела в дом нового мужа. Пожалуй, именно с приходом в семью этого человека началась история, развязка которой происходила уже в суде...
Отчим не утруждал себя даже элементарной заботой о ребенке. Все его воспитание сводилось к пьяным окрикам и постоянным упрекам и понуканиям. Мальчика называли обидными словами, за малейшую провинность били, упрекали куском хлеба, называли дармоедом. Отчим избивал Сережу и за плохие отметки, полученные в школе. Побои, грубость, несправедливые горькие упреки ожесточали детское сердце. Его самозащитой, его протестом становились упрямство, лживость, непослушание, которые развивались с каждым годом. Да и как еще может защитить себя восьмилетний ребенок от пьяной жестокости и самодурства такого «воспитателя»? В Сереже росли замкнутость и озлобленность, которые вели его к воровству. Украденный пирожок или булка в магазине — такой была его реакция на постоянные упреки в дармоедстве, таким путем он пытался самостоятельно добывать себе пропитание.
Сережу неоднократно задерживали. Но и это не заставило его родителей спохватиться. Они даже не стремились найти контакт с сыном. Сережа, его мать, отчим только жили под одной крышей, больше их ничего не связывало. И царящие в доме ненависть и неприязнь сделали родной дом чужим. А в школе у него были сверстники, чья благополучная домашняя обстановка еще сильнее подчеркивала контраст с его собственной. Все чаще замечает Сережа свою плохую одежду, все больнее отзывается в его сердце пьяная ругань отчима... В таких условиях развивался его характер. Мальчик старается найти выход. И находит... в темных подъездах, в компаниях таких же безнадзорных ребят.
В свои десять лет Сережа Чернов уже состоял на учете в детской комнате милиции, занимался мелким воровством, хулиганством, бродяжничал — таким был результат безответственного отношения родителей к воспитанию сына. Так появилась в его жизни Сланцевская специальная школа для трудновоспитуемых. В ней он и заканчивает восемь классов.
В 1975 году Чернов поступает в Таллинское мореходное училище рыбной промышленности. За сотни километров остался дом, но то зло, которое было в нем посеяно, уже пустило глубокие корни.
В училище Сергей начал обучение по технологической специальности. Смышленый, и сообразительный, он быстро овладевал учебными предметами, мог самостоятельно разобраться в новом материале. И не только сам для себя, но и помогал своим новым товарищам. Интересовался судостроением, посещал специальный кружок. Учиться начал неплохо.
Плохо было другое: Чернов не выносил дисциплины, которой требует морская служба. Быт курсантов построен здесь четко и строго, по-морскому: регламентировано время для занятий и отдыха, выход из училища разрешен лишь по определенным дням, курсанты обязаны соблюдать форму одежды. Эти и другие требования предъявляет мореходное училище к каждому курсанту.
Сергею Чернову все это показалось невыполнимым. Учиться — учился, но подчинить себя общему порядку не смог. Самовольно уходил из училища, случалось — выпивал, нарушал форму одежды, стал пропускать уроки, недобросовестно относился к выполнению заданий. Все это повлекло за собою плохую успеваемость. И, несмотря на способности к учебе, стали в его зачетке появляться неудовлетворительные оценки. Дальше — больше: несколько раз был замечен в воровстве.
Как же реагировали на это его товарищи, курсанты из группы Т-12, в которой он учился? Об этой группе в училище проскальзывало мнение, что курсанты в ней как-то разобщены, каждый сам по себе. Группа в целом подобралась трудная, в ней чаще, чем в других, бывали нарушения дисциплины. Это с самого начала учебного года вызывало тревогу преподавателей и в первую очередь командира роты Сергея Михайловича Наумова, который особо занимался с Т-12: проводил общие беседы, индивидуально работал со многими курсантами. И те из ребят, которые извлекли пользу из таких уроков, сегодня учатся на втором курсе. Чернову стать второкурсником не пришлось. Хотя, пожалуй, ни с кем из других курсантов столько не занимались, сколько с ним. Он был под особым наблюдением Сергея Михайловича. Долгие часы проводили они вдвоем. И как будто не было между ними недосказанного. Обо всем поведал своему воспитателю Сергей: и о своем нелегком детстве, и о том, сколько незаслуженных обид перенес он о доме отчима. Взаимопонимание и сочувствие нашел мальчик у воспитателя. Но вот ответить на него не смог. Все чаще и чаще приходилось Чернову отчитываться за свое неудовлетворительное поведение, каждый раз обещал исправиться и тут же совершал новый проступок, и опять раскаивался, и опять совершал... Беседовали с ним и классный руководитель группы Виктория Станиславовна Бертель, и его товарищи. Справедливо требовали от него отчета в своих действиях старшина группы Николай Грицук, комсорг Владимир Онищенко, курсант Вячеслав Раткевич.
Зато родители словно вливали в него силы, мешавшие принять новую жизнь. И когда на каникулах курсанты торопились домой, к близким, Сергею свидание с семьей не сулило радости. Дом встречал его той же пьяной бранью, участились столкновения с отчимом. Еще большую моральную ущербность приносят Сергею те недолгие часы, которые проводит он дома: садится есть — его обвиняют в обжорстве; случилось взять вещи отчима — в результате жестоко избили. Всякий раз он возвращался в училище глубоко уязвленный. Так родители сводили на нет все попытки педагогов училища перевоспитать их сына, подрывали в нем веру в добро, в справедливость, вселяли в сердце подростка подозрения, неверие в людей.
И, возвращаясь в училище, Сергей продолжал лгать; был недисциплинирован и упрям. И вот очередное нарушение повлекло за собой отчисление Чернова из мореходки. Ему надо уехать из Таллина в Калининград. Где взять деньги на билет? У сокурсников, которым он нанес немало обид? Но рядом с ним были и взрослые люди, воспитатели, отвечающие за него, хотя бы до тех пор, пока он не покинет Таллин. Многие из них проявляли заботу о нем на протяжении всего учебного года. Однако никто не поинтересовался, на какие деньги неработающий подросток доберется до Калининграда. И формальный ответ, что он в свое время получил стипендию (которую он вполне мог уже и истратить) здесь не удовлетворяет. Конечно невозможно оправдать тот способ, каким Чернов ре шил добыть деньги на билет, и две кражи, совершенные им, ни в коей мере не оправдывают его — за эти преступления он ответил перед законом. Но, наверное, не следовало и администрации училища так быстро слагать с себя всякую ответственность за судьбу недавнего своего воспитанника.
Сам Чернов обратиться за помощью ни в училище, ни домой не пожелал. Сработал принцип, которому он был сызмальства научен. Как в детстве, когда хотел есть — крал в магазине, так и сейчас, когда не оказалось денег на билет — пошел и украл у своего же товарища.
...Заседание суда было недолгим. Подсудимый Чернов свою вину признал. Решением народного суда Октябрьского района города Таллина он был приговорен к полутора годам лишения свободы. Трудовой колонии предстоит перевоспитывать Сергея Чернова, вернуть человека обществу.
На судебном процессе присутствовала женщина, давшая жизнь Сергею Чернову - Пекина Анна Францевна. Долгие годы мирилась она с той обстановкой в доме, которая в конечном итоге привела ее сына к преступлению, сделала его озлобленным, одиноким подростком.
Смогла ли осознать эта женщина все то горе, которое принесла собственному сыну? Ведь воспитание ребенка - это не только личное дело, но и общественный долг, за выполнение которого родители отвечают перед государством. Сергея Чернова будут перевоспитывать другие люди, но дома, в Калининграде, у него осталась маленькая сестренка. Что будет с нею? Сумеет ли мать понять то, что случилось, и не просто понять, но и предъявить к себе самой строгие требования? Пока на эти вопросы ответить трудно. Поэтому сейчас в этой истории еще нельзя поставить точку. Она продолжается...

Н. КРУТИКОВА.
Комментарии (2)
aleks1 # 13 апреля 2018 в 11:30 0
я тоже после 8 го поступил в мореходку на технологический, а через 6 мес. был отчислен за гулянки и плохую успеваемость (почувствовал свободу от родителей). Снова поступил на подготовительные курсы,сдал экзамены на судоводителя, проучился? закончил в 1973 и отработал 20 лет в Конторе.
ТМУРП # 13 апреля 2018 в 14:41 0
В каждом случае индивидуальность играет свою роль...