Лента блогов
Пара историй из практикиПРАВО БЫТЬ МОРЕХОДОМ – 10 12 1974
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Каждый человек рано или поздно должен будет решить для себя главный в жизни вопрос: кем стать? Какую из многих тысяч существующих профессий избрать?..
Для Миши Клепец этот вопрос решился давно, как-то сам собой. Вспоминаются разговоры и споры с друзьями. Еще в школе вместе обсуждали, какую профессию избрать. И Миша всегда признавался: хочу быть моряком.
Со своей родины — Печор — Миша приехал в Таллин. Здесь успешно выдержал вступительные испытания в мореходное училище рыбной промышленности.
Сейчас он — курсант третьего курса радиотехнического отделения. С увлечением занимается парень. В учебном классном журнале его обычные оценки «хорошо» и «отлично». Но получить высокую отметку за свой ответ или контрольную работу для Миши не самоцель. Он понимает всю ответственность своей будущей профессии, понимает, как важны будут там, в море, знания, которые он получает в училище.
— У радиста такая работа, что очень многое зависит от подготовки. И если у человека слабая база знаний, то ему просто нечего будет делать в море, — так думает Миша Клепец.
С ним нельзя не согласиться, разве добавить, что такой подход необходим к любой специальности. Подобное самосознание должно быть у каждого. К сожалению, это не всегда понимают сами учащиеся, оставляя порой пробелы в своих знаниях, занимаясь по принципу: не спро-сят, так можно и не учить.
С такими ребятами Миша Клепец часто разговаривает и в связи со своей общественной работой (сначала был комсоргом группы, теперь — секретарь комсомольского бюро роты), и просто по-доброму, с участием беседует с отстающими курсантами. И, если необходима бывает помощь, всегда объяснит трудный материал, поможет решить сложную задачу. Ну, а некоторых приходится, и заставлять заниматься. Бывают ребята, которым нужно периодически напоминать, чтоб занимался, чтоб ликвидировал задолженности.
Нередко после занятии Миша задерживается в учебных аудиториях: то занимается с отстающими, то стенную газету поможет выпустить.
Будущим летом Мише предстоит плавательная практика. Что может быть для курсанта более романтичным, чем прелесть морских далей?! Скоро в море... Ради этого он готов упорно сидеть за учебниками, готовиться к первой встрече с морем.
А пока что каждое утро он переступает порог учебного класса, где ежедневно держит ответственный экзамен на право быть мореходом.

Н. КРУТИКОВА.

НА СНИМКЕ: Миша Клепец на занятиях в мореходном училище.
Фото С. Сакка.
Пара историй из практикиПамяти Вильмы Иохановны Тыэвялья. ВЛЮБЛЕННАЯ В МОРЕ – 30 11 1974
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Признаться откровенно, до знакомства Вильма Иохановна Тыэвялья, сменный помощник капитана морского буксира «Трийги», представлялась совсем иной. Воображение рисовало крупную, с мужественным характером женщину, а увидел я перед собой хрупкую, милую, похожую скорее на подростка, представительницу прекрасного пола. Тихо, застенчиво Вильма Тыэвялья рассказывала о себе, о своей работе, о пройденном жизненном пути.
Да, судьба Вильмы Иохановны во многом не похожа на судьбы ее сверстниц. Ее отец всю жизнь был связан с морем. В детстве он часто брал дочь на судно, все показывал и рассказывал. И этим увлек девочку. Вильма полюбила море, и, пережив в Таллине лишения войны, сразу же после ее окончания поступила в Таллинский морской рыбопромышленный техникум на судоводительское отделение.
Их было всего две девушки, но одна не выдержала и скоро оставила учебу, а Вильма дотянула до конца. Училась упорно, старалась на деле доказать, что и женщина может быть моряком, судоводителем, капитаном. В 1949 году она успешно закончила техникум и, получив диплом, стала матросом на маленьком моторно-парусном суденышке «Линда».
— О, это были, пожалуй, самые трудные дни, — вспоминает Вильма. — На этих плохо приспособленных суденышках мы доставляли продукты на острова, случалось, попадали в шторм.
Через девять месяцев Вильма Тыэвялья была назначена штурманом на буксир «Нарва». На этом суденышке она избороздила все Балтийское море, буксируя грузы в Ригу, Калининград, Ленинград и другие порты. За свою долгую трудовую биографию Вильма Тыэвялья кем только не плавала! Была капитаном на земкараване "Эндла», старпомом на «Тасуя". Почти на тридцати судах работала влюбленная в море Вильма Иохановна.
Ее хорошо знают наши рыбаки. Когда плавбазы, БМРТ, СРТР приходят с промысла, Вильма Тыэвялья первой встречает их с экипажем своего «Трийги» и буксирует в порт, к родному берегу, А когда эти большие суда уходят добывать рыбу, она последней провожает их и желает «ни пуха, ни пера».
Работает Вильма Иохановна посменно. Она старшая. Ее все слушаются, ее все уважают. Это право Вильма Тыэвялья завоевала большими практическими знаниями, умением работать с коллективом. А работа у «Трийги", прямо скажем, суетная, нервная, незаметная. Каждый день перешвартовки судов с одной стороны на другую, буксировки судов и т. д. Хлопотное это дело, а нужное. И, понимая это, Вильма Иохановна выполняет его с душой.
Трудовой стаж Вильмы день в день равен трудовому стажу порта — двадцать пять!
— Когда я пришла сюда, — замечает моя собеседница, — у нас в распоряжении было всего два маленьких суденышка, а теперь, попробуй, посчитай их! Со счету собьешься. В прошлом году Вильма Иохановна в свой женский праздник была приглашала в Москву, на Центральное телевидение. Ее, как единственную женщину-капитана, пригласили рас сказать о своей необычной профессии, о работе. И эстонская морячка с удовольствием поделилась с миллионной аудиторией своим жизненным опытом, своей сбывшейся мечтой. У Вильмы Иохановны растет дочь. Девочка учится петь, заканчивает музыкальную школу, увлекается спортом. Нy, а чем увлекается в свободное время мама?
— Я люблю путешествовать. За последние годы мне удалось побывать в Болгарии, Венгрии, ГДР, Румынии, а нашу страну я проехала всю вдоль и поперек. Часто на своей машине «Жигули» мы путешествуем с дочкой. Очень нам обоим понравилась поездка в Карелию, где мы увидели много интересного и познавательного.
Впереди новые морские и сухопутные дороги, новые трудовые будни, тревоги и радости.
Счастливого плавания Вам, Вильма Иоханов на, по жизни!

П. Луговской.
Фото М. Жбанкова
Пара историй из практикиПР «Саяны». НАЧАЛИСЬ ТРУДОВЫЕ БУДНИ – 14 11 1974
Все больше миль отделяют «Саяны» от родного берега. С неумолимой последовательностью накручивает счетчик лага десятки и сотни миль. Скоро, через считанные часы, наши «Саяны» выйдут в район промысла, где их ждут средние рыболовные траулеры.
А на судне подготовка к приему рыбы идет своим чередом. Подготовлены рыбцех, холодильные трюмы, в состоянии готовности весь коллектив рефрижератора. Еще на переходе, на общесудовом собрании экипаж принял повышенные социалистические обязательства.
Шутка ли, вместо 38 плановых тонн решено принимать и перерабатывать 51 тонну в сутки, что сулит 135 процентов выполнения плана. Команда готова выполнить поставленные задачи.
Наконец мы на месте. К борту подходит СРТ-4515 за продуктами и почтой. Узнаем приятные новости: рыбы много, а значит, работа будет. И начались трудовые будни. Швартовка, прием рыбы, отход — и так много раз в сутки. План есть, усталость тоже и, конечно, удовлетворение.
Каждый день руководители флотилии собирают совет капитанов по радио. Почти все СРТ при суточной норме вылова 2,5 тонны подчас вылавливают до 7—8 тонн рыбы. Значит, и мы не останемся без работы.
Итак, все в полном порядке, хотя сейчас штормит и суда эстонской флотилии держатся носом на волну и ждут хорошей погоды, чтобы с новыми силами, по окончании этого вынужденного отдыха, взяться за работу.

А. ФЕЛЬДБАХ, курсант ТМУРП.
Пара историй из практикиАРМЕЙСКАЯ ДРУЖБА – 07 11 1974
Николай Демин был призван в ряды Советской Армии из города Пермь, а Николай Армайкин — из чувашского села Русские Атаи. Здесь, в армии, произошла их первая встреча; здесь же, бок о бок, прошли у них годы службы в пограничных войсках. Уже тогда познали они на деле, как помогает локоть друга в трудную минуту. Б свободное время их всегда можно было встретить вместе. Мало ли было у них общих дел! Вместе строили планы на будущее, по какой из дорог отправиться в большую жизнь, мечтали. И тогда пришло желание учиться мореходной науке.
После увольнения в запас решили вместе поступать в Таллинское мореходное училище рыбной промышленности. Может быть, здесь какую-то роль сыграл и старший брат Демина — Анатолий, работающий в эстонском рыболовецком колхозе им. Кирова, и, конечно же, прочитанные книжки о море, о смелых и отважных людях, служащих на флоте.
Приехав в Таллин, оба успешно сдали вступительные экзамены в мореходное училище рыбной промышленности. Оба поступили на отделение судовой радиосвязи и радионавигационного оборудования. Сбылась их юношеская мечта — они курсанты мореходного училища. Сейчас уже Николай Демин и Николай Армайкин учатся на третьем курсе.
— На первых порах пришлось трудновато, — говорит Николай Армайкин.
Очевидно, сказался и большой перерыв после школы. Но здесь на помощь пришла закаленная армейская дружба. Ведь вдвоем всегда легче разобраться и в сложных жизненных вопросах и... в задачах по математике.
Однако оба парня не замыкаются в своих личных делах. Николай Демин — заместитель старшины роты. И вот уже 9 семестров рота держит первое место в училище по дисциплине, успеваемости, спорту. В этом есть заслуга и Николая, который всегда придет на помощь старшине роты Олегу Морозову во всех общественных делах, следит за учебой курсантов, контролирует дисциплину.
У Николая Армайкина есть тоже свои обязанности. Он старшина учебной группы вто-рого курса.
— Имея уже некоторый опыт
воспитательной работы, — рассказывает начальник организационно-строевого отдела Н.З. Нагорный, — оба оказывают большую помощь командирам рот в организации и сплочении курсантского коллектива, Лично сами проявляют высокие моральные качества, настойчиво преодолевают все трудности и уверенно готовят себя для плавания на судах флота рыбной промышленности.
За делами проходят годы учебы. Пока у них была лишь одна практика — на судоремонтном заводе ЭРПО «Океан». Будущим летом во время плавательной практики у них будет первое боевое крещение. Они выйдут в море, чтобы закрепить знания, полученные в училище, ближе познакомиться с выбранной профессией.
А пока что идут четкие и размеренные дни учебы. Ежедневно на каждом уроке накапливают необходимые знания, все ближе они к осуществлению своей мечты.
Но вот выдался свободный денек. Друзья нередко выбираются вместе со своим старшим другом Анатолием Деминым на рыбалку. Подолгу сидят рыболовы с удочками на берегу речки. Уловы пока еще небольшие, но ведь у друзей все еще впереди!

Н. КРУТИКОВА.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НА СНИМКЕ: Николай Демин (слева) и Николай Армайкин у штурманского пульта.

Фото С. Сакка.
Пара историй из практикиВАЛЕРИЙ ПОПОВ И ЕГО ТОВАРИЩИ - 08 10 1974
НА ТЕМЫ МОРАЛИ
• ЛОЖНОЕ ЧУВСТВО ТОВАРИЩЕСТВА •

НА СТАДИОНЕ Таллинского мореходного училища рыбной промышленности собралась группа парней. Собрались не просто так, а с определенной целью: выпить. Об этом свидетельствуют заранее купленные бутылки спиртного. Хотя впоследствии разные люди по-разному будут истолковывать это событие.
Непосредственные участники утверждают, что инициаторы выпивки — абитуриенты, которые не поступили в этом году в училище и якобы собрались «обмыть" свой отъезд домой. Курсанты будто бы и отреагировать не успели, как к месту, где должны были разворачиваться дальнейшие события, подошли начальник училища и начальник организационно-строевого отдела. Некоторым удалось скрыться, а вот оставшиеся А. Котов, А. Алексеев, В. Рябых и В. Попов были задержаны, как говорится, с поличным. Может быть, они оказались честнее своих приятелей, может быть, просто не успели удрать. Даже по этому вопросу мнения сейчас очень противоречивы. Но, так или иначе, этим четырем ребятам пришлось ответить преподавателям училища, своим товарищам.
Мнение начальника ОРСО ТМУРП категорично: собрались выпить. Доказательства налицо. Причем, инициаторы и все участники, к сожалению, ребята из мореходки.
Скрывшиеся ребята также курсанты училища. Абитуриенты, по его мнению, психологически не были подготовлены к бегству. Они просто не смогли бы так быстро сориентироваться в подобной ситуации.
ТАК ЧТО, вполне возможно, что сбежавшие, которые так позорно предали своих товарищей, продолжают свою учебу в стенах училища, пользуются репутацией хороших товарищей. Но неужели та низость, которую они проявили к своим товарищам, ни разу не потревожила их совесть? Пока что их трусости свидетели лишь они сами.
Но наверняка впоследствии у них еще будут испытания жизнью, которые они вряд ли будут преодолевать по совести. Возможно, и об этом их низком поступке узнают окружающие. Но пока что на положении "не пойманных воров" им удается скрываться.
Но, наверное, наедине с собою неспокойно у них на душе. К слову сказать, ТМУРП является закрытым учебным заведением. Естественно, здесь и более строгие правила поведения, более жесткий распорядок дня, больший спрос с ребят, а у курсантов соответственно должно быть больше ответственности за свои поступки. Ведь выпускники училища - это будущий командный состав нашего рыбопромыслового флота, многим впоследствии предстоит представлять свою Родину за рубежом. И поэтому в училище нравственным принципам, сознанию общественного долга, дисциплине уделяется особое внимание. С курсантами проводится на эти темы разъяснительная работа. Но, наверное, и сам человек, даже если ему еще нет восемнадцати, должен иметь какую-то ответственность за свои поступки. И вот четырем курсантам ТМУРП пришлось держать ответ.
МНЕ ХОЧЕТСЯ остановиться на одном из них — Валере Попове. Для него этот случай был «последней каплей». Парня отчислили из училища. Но до этого у него была возможность чистосердечно во всем признаться, рассказать правду о случившемся — да разве это не первейший долг для каждого? Тем более, он бы мог остаться в училище.
Но, очевидно, у семнадцатилетнего парня был «свой нравственный принцип», который запрещал ему, выдать собутыльников.
Не захотел сделаться «предателем» Валера Попов и пожертвовал ради этого своей мечтой, своей будущей дорогой в жизнь, которую сам же избрал. Здесь, наверное, тоже требуется определенное, мужество, чтобы бросить под ноги и безжалостно растоптать то, о чем мечтал долгие годы.
Но ради чего были принесены подобные жертвы?!
На комсомольском собрании Попов упорно стоял на своем, наотрез отказался назвать сбежавших приятелей. Парень не захотел назвать тех, кто, ни секунды не задумываясь, удрал, лишь почувствовав, что может быть замечен; позорно бежал, бросив своих же товарищей, того же Попова.
«Вместе собирались выпить, но вот не получилось, так пусть теперь расплачиваются другие», — так очевидно, думали те, сбежавшие. — "Зачем им отвечать за свои проступки, которые удалось скрыть?
Гораздо тяжелее пришлось Попову. Не в меру легкомысленным, мягкотелым, с ложным пониманием товарищества оказался парень. А ведь мог учиться, и неплохо. Здесь, в училище, появились у него интересные дела: занимался в курсантском ансамбле (играл на гитаре.). Сам разыскал спортивную секцию при строительном техникуме и с увлечением начал изучать дзю-до. В общем, на первый взгляд, обычный парень со своими заботами и увлечениями. Но вот, когда обстоятельства заставили копнуть поглубже, вышло, что не совсем обычный это парень — Валера Попов.
ПОСЛЕ РАЗГОВОРА с ним я почувствовала, что парень хочет учиться в мореходке и очень жалеет о случившемся. Но, видимо, не настолько сильно желание учиться, сильнее то ложное чувство товарищества, которое заставило его скрыть своих соучастников. И невдомек ему, что скрывает он, в общем-то, тех, кто предал его, оставил, расхлебывать кашу, которую заварили сообща. Попов скрыл их имена, показывая себя, как он думает, «настоящим товарищем": скрыл, жертвуя своим званием курсанта.
Попова исключили из училища, конечно, не за один проступок. Незадолго до этого был еще один неприятный случай, о котором потом говорили, что это «позорное пятно для всего училища».
Валерий Попов в числе способных курсантов был направлен училищем на Международную парусную регату. Курсанты, командование доверили ему защищать честь училища, честь своей Родины в этом международном соревновании. Доверили, хотя и раньше за ним замечалась недисциплинированность.
И вот Попов в числе тринадцати курсантов ТМУРП прибыл к месту соревнования. Но в состязаниях ему участвовать так и не пришлось. Уйдя в двухдневную самовольную отлучку, он был немедленно списан с судна и возвращен в училище. Подобное легкомыслие, даже если тебе всего семнадцать лет, просто недопустимо. Но, очевидно, Попов не привык свою жизнь подчинять строгой дисциплине, которая так необходима, особенно здесь в училище. За два года обучения не могли приучить его к пониманию своего общественного долга.
С Валерой Поповым много говорили после этого случая, предупредили, что, если подобное повторится, он будет отчислен из училища. Однако эти беседы, очевидно, не возымели своего действия.
Следующим был случай на стадионе с попыткой выпивки.
В РАЗГОВОРЕ с командиром роты Вячеславом Григорьевичем Лепилиным я пыталась выяснить, почему произошло такое, ведь в училище проводится большая работа по воспитанию молодых людей, им стараются привить высокое сознание общественного долга, учат честности и правдивости.
— Слишком все просто достается у нас молодому человеку. Попов очень легкомыслен, совершенно лишен чувства ответственности. Не умеет оценивать обстановку, в которой находится, не контролирует свои действия. Группа, где учился Попов, вообще очень трудная, — таково мнение командира роты.
Да, действительно, не раз приходилось начальнику ОРСО Н. 3. Нагорному, разбираться с ребятами этой группы.
Пока что отчислен один курсант. Но не пора ли задуматься и том, кто уже сейчас находится на грани отчисления? А такие есть, и их не один, не два. Пора бы ребятам быть более ответственными и не столь легкомысленными. Этого требуют их курсантские честь и долг. Наконец, этого требует их будущая трудная и ответственная профессия мореходов.


Н. КРУТИКОВА.
Пара историй из практикиДЕЛО ВАЖНОЕ, ОТВЕТСТВЕННОЕ. - 05 10 1974
ЗАВТРА-ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Хорошо оборудованные кабинеты, подтянутые и аккуратные ученики, опытные учителя — так встречает входящих Таллинское мореходное училище рыбной промышленности.
— Товарищ преподаватель, группа в количестве столько-то человек на урок прибыла, — такими словами для учителей ТМУРП начинаемся каждое, утро.
Очень привычны они и для двух преподавательниц химии — Хелье Аугустовны Калласте и Хельмы Юхановны Оорн. Обе они уже «старожилы» училища, работают здесь с 1958 года. Раньше они преподавали в школе.
Хелье Аугустовна преподает свой предмет во всех группах технологов ТМУРП уже больше 15 лет. У первого и второго курса — это аналитическая химия, у третьекурсников — физическая коллоидная химия.
— В училище приходят ребята с очень разной подготовкой, — рассказывает Хелье Калласте, — к сожалению, порой попадаются и такие, у которых отсутствует даже знание основ. Тем, кому это необходимо, мы устраиваем дополнительные занятия: консультации и опросы. Ведь для технологов химия является одним из основных предметов, с ее помощью объясняются важнейшие технологические процессы.
Хельма Оорн много внимания уделяет внеклассной работе. После уроков ее можно встретить в курсантском общежитии. Она старается лучше узнать своих учеников, их интересы, стремления. Расспрашивает ребят о том, где бы они хотели побывать. Часто проводит для курсантов экскурсии на предприятия города, на суда, стоящие в порту, для лучшего ознакомления с их будущей специальностью: устраивает культпоходы в театр, кино. А для любителей своего предмета она организовала химический кружок. Здесь ребята проводят интересные опыты, глубже узнают этот увлекательный предмет.
Не так давно X. А. Калласте и X. Ю. Оорн за успешную организацию социалистического соревнования в ТМУРП в 1974 году были награждены знаком «Отличник социалистического соревнования". Их работа неоднократно отмечалась почетными грамотами. Опытные преподаватели, они несут свои знания все новым и новым курсантам, выполняют важное и ответственное дело - воспитание нового человека.

Н. КРУТИКОВА

НА СНИМКЕ: члены жюри химической олимпиады преподавательницы химии Х. А. Калласте (слева) и X. Ю. Оорн.
Пара историй из практикиЗОВУТ ГОЛУБЫЕ ДОРОГИ - 03 09 1974
ЛЕТНЯЯ ПОРА для курсантов Таллинского мореходного училища рыбной промышленности - время практической работы на судах рыбопромыслового флота. Закрепляя теоретические знания, полученные в училище, курсанты знакомятся со своей будущей специальностью на практике.
В начале августа ушли на практику будущие судоводители, которые учатся сейчас на втором курсе. Свое первое плавание ребята совершают на учебно-промысловом судне «Эхолот», относящемся к балтийскому отряду учебных судов. Поможет им овладеть практическими навыками штурманской работы их руководитель преподаватель спецдисциплины В П. Ешков. Вернувшись с практики в середине октября, они получат квалификацию матроса второго класса.
Группа судоводителей с третьего курса проходит практику на транспортном рефрижераторе «Нарвский залив». Практика будет состоять из двух рейсов на этом судне. Первый рейс, в котором приняли участие курсанты, успешно завершен. В период подготовки судна к выходу на промысел курсанты изучали его устройство, устав службы на судах рыбной промышленности. Вместе с экипажем участвовали в судовых и такелажных работах. Во время перехода несли штурманскую вахту, дублировали рулевых, изучали район плавания и участвовали в работе по подготовке судна к приему рыбопродукции.
Когда судно прибыло в район промысла, курсанты стали на подвахту, принимали участие в швартовных операциях судов, в приемке и размещении рыбной продукции.
Кроме того, командный состав судна проводил с курсантами теоретические занятия. Большую помощь в организации и проведении практики курсантов оказали капитан-директор ТР «Нарвский залив» A. Я. Нехаев, первый помощник капитана М. В. Гориславец, старший помощник капитана B. В. Шалуев, третий штурман Ю. П. Хави.
Первая половина практики у ребят прошла успешно. Сейчас они пошли во второй рейс на том же судне. В начале сентября третьекурсники вернутся в училище, получив квалификацию матросов первого класса. С 19 августа началась практика у тридцати курсантов третьего курса, изучающих морское судовождение. Четыре месяца будет для них родным домом учебное судно «Курган», на нем познают они нелегкий рыбацкий труд, приобретут практические навыки по своей будущей специальности.
У радистов с четвертого курса также началась недавно практика. Ребята работают в море под руководством начальников судовых радиостанций. Сорок восемь курсантов-радистов плавают на БМРТ, производственных и транспортных рефрижераторах, плавбазах, СРТР и СРТ — словом, на всех типах судов нашего объединения.
Курсанты, изучающие технологию рыбных продуктов, проходят практику на рыбокомбинатах республики. Второкурсники в основном на Пярнуском рыбокомбинате, а первокурсники— здесь, в Таллине. Руководят практикой преподаватели спецдисциплин X. К. Лойкен, В. Б. Каус, В. С. Логвина и другие. Они помогают курсантам получить навыки по их специальности и квалификацию рыбообработчика.
Третий курс рыбообработчиков проходит практику на учебно-промысловых судах «Диплот», «Эхолот», «Курсограф». Они занимаются тралением, обработкой рыбы в море и свою продукцию передают на плавбазы, а в конце рейса доставят оставшуюся рыбопродукцию в порт.
В мастерских училища проходят слесарную практику первокурсники, чья будущая специальность - эксплуатация судовых холодильных установок. Им помогают мастера производственного обучения Р. Э. Паюр, В. В. Педель.
Второй курс этой специальности практикуется на Балтийском судоремонтном заводе. Там они изучают ремонт холодильного оборудования судов.
Проходят технологическую практику на судах нашего объединения четверокурсники изучающие эксплуатацию судовых силовых установок. Их выпуск будет последним в училище. Наше ТМУРП больше не будет готовить специалистов по этой профессии. В будущем желающие обучаться этой специальности смогут получить ее в Клайпедском мореходном училище рыбной промышленности.

Н. КРУТИКОВА. (Наш корр.).
Пара историй из практикиМОРЕ ПОЗВАЛО В ДОРОГУ - 08 08 1974
ТРИ С ПОЛОВИНОЙ ТЫСЯЧИ ЗАПРОСОВ - ДВЕСТИ ЛУЧШИХ БУДУТ КУРСАНТАМИ - ДЕТИ ВЫБИРАЮТ ДОРОГУ ОТЦОВ - НЕПРОШЕДШИХ ПО КОНКУРСУ ЖДЕМ ЧЕРЕЗ ГОД.

Не так давно на наших рыболовных судах встречали выпускников 25-го, юбилейного выпуска Таллинского мореходного училища рыбной промышленности. А им на смену уже идут новые ребята, которые решили связать свою жизнь с морем. В этом году их особенно много.
Совместно с комитетом профориентации училища была проведена большая разъяснительная работа не только по Эстонии, но и по другим городам РСФСР. По Эстонскому радио и телевидению проводились рекламные передачи. Неоднократно в ТМУРПе устраивались дни открытых дверей.
Кроме того, курсанты, уезжая в отпуск к себе домой, получали комсомольские поручения - выступить перед выпускниками 8—10 классов: познакомить их с жизнью училища, рассказать о рыбацкой практике и об условиях морской работы. Смелость, находчивость и упорство - эти основные черты моряка становились понятны старшеклассникам после таких выступлений.
Может быть, некоторым беседы с курсантами помогли в правильном выборе будущей профессии, помогли найти свою дорогу в жизни.
Наше мореходное училище стало известным во многих уголках страны. Более трех с половиной тысяч запросов об условиях приема было получено в этом году. Из многих городов Белоруссии, из сельской местности нашей республики, из Москвы, Ленинграда и других мест стали съезжаться мальчишки, мечтающие о море.
ТМУРП также поддерживает тесный контакт с клубами юных моряков Москвы и Нарвы, откуда направляют в училище лучших выпускников.
Уже сейчас подано более 1494 заявлений, причем прием документов на базе средней школы будет продолжаться до 15 августа.
После сдачи экзаменов и предварительной морской проверки останутся лишь 200 лучших ребят, которые и оденут курсантскую форму. Кроме того, в ТМУРПе будут учиться и 70 технологов, направленных по кооперированному набору из других училищ Западного бассейна.
Первого августа начались вступительные экзамены. В этом году большой конкурс на судоводительский факультет — 19 человек на место. Много желающих изучать судовые холодильные установки. Конкурс здесь — 11 человек на место.
На эстонском языке организовано 2 группы: судовая радиосвязь и электрорадионавигация и эксплуатация судовых холодильных установок.
Приемной комиссии во главе с ответственным секретарем - заведующим мастерскими В. И. Гребенниковым предстоит большая работа: выбрать наиболее подготовленных ребят, в будущем достойную смену.
В этом году в ТМУРП поступают многие дети работников рыбной промышленности ЭРПО «Океан», рыболовецких колхозов, расположенных на территории Эстонии. Желают обучаться в училище и работники нашего объединения из плавсостава, которые направляются сюда по ходатайству отдела подготовки кадров ЭРПО "Океан», а также курсанты, с отличием окончившие Таллинскую мореходную школу.
— Мы благодарим ребят, что они выбрали наше учебное заведение, — говорит начальник училища Вячеслав Антонович Морозов. — Цель таких бесед — помочь тем абитуриентам, которым не удастся поступить в этом году, чтобы они не огорчались, шли в девятый класс и приходили к нам на следующий год.
А те, которые успешно пройдут экзаменационные и конкурсные испытания, начнут заниматься в училище по выбранной специальности. Необходимым знаниям, ловкости и бесстрашию будут учиться здесь будущие мореходы. Понятнее и ближе станет для них море. И их завтрашний день будет наполнен напряженным трудом, который продолжится четыре года.


Н. КРУТИКОВА.
Пара историй из практикиСЛУШАЕТСЯ ДЕЛО... – 30 03 1974
Давно уже стало хорошем традицией в Таллинском мореходном училище рыбной промышленности проводить встречи курсантов с работниками юстиции. Факультет правовых знаний всегда привлекает большое количество слушателей. Интересные лекции, содержательные беседы, встречи с работниками прокуратуры, милиции — все это пользуется неизменным успехом.
Недавно по желанию курсантов — слушателей факультета правовых знаний в красном уголке нашего училища состоялась выездная сессия народного суда Калининского района. Обвинялся некий Гала-сов за хищение личного имущества граждан.
Слушание дела и оглашение приговора происходило в присутствии личного состава нашего училища. Настойчиво и терпеливо судья и народные заседатели объясняли подсудимому его вину и возможность исправиться, вернуться к трудовой жизни новым человеком. Ему только двадцать два года, а за плечами уже две судимости, и вот теперь третья!
Несомненно, подобные заседания не могли не произвести впечатления на курсантов. Каждый из нас в эту минуту задумался над судьбой этого молодого парня. Подумал: а всегда ли он сам поступал правильно?
Не приходится спорить о целесообразности подобных встреч. Факультет правовых знаний организует лекции и встречи, касающиеся лично нас, будущих моряков. Знания, получаемые на этих беседах, многие из нас пронесут через всю жизнь. Где бы ни находились курсанты нашего училища, где бы ни выполняли они свой долг перед Родиной, мы верим, что наши ребята с честью будут нести почетное и высокое звание советское моряка.

С. ЛЕТЕЦКИЙ, А. ХАНДРИКО, курсанты ТМУРП
Пара историй из практикиПАУЛЬ ЛААНЕТУ, комсомольский вожак – 14 02 1974
Ему всего 25. Жизнь только начиняется.
Пауль Лаанету успешно закончил восемь классов и поступил в Таллинское мореходное училище рыбной промышленности на отделение "Судовые и холодильные установки".
Знакомство с морем произошло у него на четвертом курсе училища во время производственной практики на плавбазе «Иоханнес Варес».
И теперь, спустя семь лет, Пауль опять на судне, на котором еще курсантом получил свое первое морское крещение. За семь лет работы в море были производственные рефрижераторы «Крейцвальд", «Аугуст Корк», "Буревестник», плавбаза «Фридерик Шопен», плаврыбозавод «Станислав Монюшко».
Но везде, где бы он ни был, Пауль старался не отставать от бывалых мореходов, вникал в суть морских премудростей. За это его уважали все, с кем доводилось ему плавать.
Спорт, занятия фотоделом, художественная самодеятельность, поручения комсомольской организации — все это не мешает его основной работе — работе рефмеханика. Пауль отличный производственник. Ведь недаром он в 1972 и 1973 годах заслужил звание «Лучший молодой рыбак ЭРПО «Океан».
Благодарности и другие поощрения — свидетельстве того, что он честно и добросовестно относится к своим обязанностям. А сколько хороших дел, застрельщиком которых был Пауль Лаанету, проведено на судах!
Он был организатором комсомольско-молодежного познавательного клуба «Эврика» на ПР «Крейцвальд». На плавбазе «Иоханнес Варес" Пауль Лаанету продолжил начатое на «Крейцвальде». Так появился новый комсомольский клуб «Романтик». Просмотры любительских кинофильмов и диапозитивов, интересные беседы, здесь же художественная самодеятельность, любопытные викторины — таков диапазон действий «Романтика».
Лаанету всегда умеет зажечь комсомольцев интересными делами. Вот уже несколько лет он секретарь комсомольской организации «Иоханнеса Вареса», редактор «Комсомольского прожектора».
По итогам социалистического соревнования комсомольских организаций ЭРПО «Океан» в первом полугодии 1973 года коллектив плавбазы «Иоханнес Варес" занял третье место. В этом немалая доля труда и комсомольского секретаря Пауля Лаанету.
Напряженные морские будни, общественная работа не мешают Паулю готовиться для поступления в высшее учебное заведение. Впереди — институт, новые комсомольские планы и дела.

Н. КРУТИКОВА