Духовность и нравственность (Православный взгляд).
Понятия духовности и нравственности различаются друг от друга. Нравственность характеризуется внешним поведением человека в обществе, его эстетическими способностями безотносительно к его внутреннему состоянию. Наверное, в наше время, мало кто будет возражать, если мы скажем, что человек высокообразо́ванный, обладающий эрудицией, хорошими познаниями в классической литературе, музыке, человек воспитанный, знающий правила поведения и ведущий себя соответственно является человеком высоко духовным. Такое понятие духовности широко распространено в современном мире. Но справедливо ли такое определение духовности?
Без нравственности, конечно же, не может быть и духовности. Духовность же характеризуется внутренним состоянием личности: ее мыслями, чу́вствованиями, желаниями, которых никто не видит кроме самого человека. Другими словами, высокая духовность есть чистота души. Нравственный человек может быть совершенно бездуховным по своему внутреннему содержанию. Можем ли мы назвать духовным человека высокообразованного, с глубокими позна́ниями в области науки, искусства, с прекрасно поставленной речью и манерами, но зави́стливого, сребролюби́вого, тщеславного, тайные мысли, мечтания, чу́вствования и желания которого безобра́зны, т.е. таковы, которых он не пожелал бы открыть никому и никогда? Можно привести по этому поводу отрывок из произведения Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные»: «… если б могло быть, чтоб каждый из нас описал всю свою подноготную, но так, чтоб не побоялся изложить не только то, что он боится сказать и ни за что не скажет людям, не только то, что он боится сказать своим лучшим друзьям, но даже и то, в чем боится подчас признаться самому себе, - то ведь на свете поднялся бы тогда такой смрад, что нам бы всем надо было задохнуться. Вот почему, говоря в скобках, так хороши наши светские условия и приличия». Возразя́т, не может человек наделённый властью, высокообразо́ванный, хороший знаток классической литературы, театра, музыки и т.п. иметь скве́рные мысли, мечтания, чу́вствования и желания. На практике же, именно такие люди чаще других заражены высоким мнением о себе – гордыней, которая является родительницей всего самого худо́го в человеке, исто́чником самых ни́зменных и посты́дных страстей и поро́ков. Примеров тому́ море и великий океан. Духовным можно назвать только человека, понужда́ющего себя к борьбе со всем недо́лжным в себе, к борьбе со своим славолю́бием, сребролю́бием, сла́столюбием. Да и может ли человек корыстолюби́вый, тщеславный, завистливый, растли́тель, блудни́к, ненавидящий род человеческий быть счастливым? Ответ очевиден – не может по определению. Напротив, человек необразованный, косноязычный, совершенно ничего не понимающий в искусстве, но милосердный, не желающий никому зла и искренне любящий не только своих ближних, а и врагов, по определению не может быть несча́стным. Поэтому состоя́ние высокой духо́вности человека, неразрывно связано с пережива́нием блаже́нства, непреста́нной радости, или и́стинного счастья человеческого.
Подводя итог вышеизло́женному, можно сделать вывод: духовность есть стремление человека к воплощению в себе образа Бога Всевы́шнего, который есть Дух чуждый всякого сладостра́стия, и который есть Любовь равная не только к друзьям, но к Своим ненави́стникам.
"Бог благ* и безстра́стен** и неизме́нен. Если кто, признавая истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает, однако, как Он, будучи таков, о добрых радуется, злых отвраща́ется, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним, – то на сие́ надо сказать, что Бог не радуется и не гневается, ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благо́е творит*. Вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым. А мы, когда бываем, добры, то вступаем в общение с Богом по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Бо́жьими, а делаясь злыми, становимся отве́рженными от Него. А сие́ значит не то, что Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попуска́ют Богу воссия́ть в нас, с де́монами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворе́ниями сни́скиваем мы разрешение во грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажи́ли или переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу, уврачева́в су́щее в нас зло, опять соде́лываемся способными вкуша́ть Божию бла́гость. Так что сказать: "Бог отвращается от злых" есть то же, что сказать: "Солнце скрывается от лишённых зрения" - преподобный Антоний Великий – III-IV век н.э. - основа́тель монашества.
* Всегда действует нам во благо и ставит нас в наилучшие для нашего спасения условия. **Безстра́стие – это неспособность к страданиям, а не отсутствие переживания каких-либо благода́тных состояний. Безстра́стие – есть здравие естества (природы).
|
0 |