ИЗ ИСТОРИИ ТАЛЛИННСКОГО ТОРГОВОГО МОРЕХОДНОГО УЧИЛИЩА

14 ноября 2013 - ТМУРП
article37.jpg
Впервые вопрос о создании в Таллинне мореходного училища возник в 1882году. 23 января Эстонское отделение Общества Русской Техники обратилось кСоюзу развития Российского судоходства и торговли с просьбой открыть вТаллинне мореходное училище, однако Таллиннская Горуправа не представиласоответствующего заявления, и просьба была оставлена без удовлетворения. Организацию в Таллинне морского учебного заведения взяло на себяОбщество развития пароходства и торговли (РОПОТ), созданное в 1917 году. Сэтой целью 26 апреля была образована специальная комиссия. 28 июня 1919 года появилось официальное сообщение Министерстваобразования республики о создании в Таллинне мореходного училища иназначении его начальника, которым стал капитан дальнего плавания ВольфгангРуссов, живший в Англии, хотя был прибалтийским немцем. В начале октябряРуссов прибыл в Таллинн. 10 октября были отобраны преподаватели — почасовики шестиобщеобразовательных предметов. Первым профессиональным преподавателемморских дисциплин стал лейтенант Аугуст Густавсон. Он учился в Кясмуской иНарвской мореходных школах, экзамен на звание капитана дальнего плаваниясдал в Риге. Написал учебник по курсу навигации и девиации. В 1940 — 1941годы был начальником училища. 10 октября состоялся первый педсовет, на котором рассмотрелипоступившие заявления о приеме и приняли решение начать учебный процесс. Занятия в подготовительном, первом и втором классах начались 27 октября1919 года, этот день официально признан днем рождения Таллиннскогомореходного училища, ныне Эс- тонской морской академии. Третий класс был открыт осенью 1923 года, и 12 капитанов дальнегоплавания были выпущены училищем в 1924 году. Проект первого закона о мореходных училищах был представлен нарассмотрение в марте 1920 года, закон вступил в силу с 1 января 1924 года.Новый закон о мореходных училищах начал действовать со 2 января 1935 года.Закон изменял порядок проведения экзаменов, но не регламентировал условийжизни учащихся, которые сами обеспечивали себя жильем, питанием, одеждой, учебниками. Обучение было платным: в подготовительном классе 20, в 1 классе — 30, во II классе — 40 и в III классе — 50 крон в год. Учебный процесс начинался 1 октября и заканчивался в конце апреля, когда в течение недели слушатели сдавали 10 — 13 экзаменов, по два в день. Собственного здания училище не имело и было вынуждено скитаться почужим. С 1919 по 1944 год училище меняло местоположение восемь раз, а в домепо Нарва маантее, 63 размещалось дважды. Ниже приводятся наименования изучаемых в училище предметов. Общий подготовительный класс: эстонский язык, английский язык, арифметика, алгебра, геометрия, физика, география, граждановедение, геометрическое черчение, космография (только для судоводителей), судовыемашины (только для судомехаников). Для спецклассов судоводительского отделения: эстонский язык, английскийязык, алгебра, геометрия, тригонометрия, физика, здравоохранение, торговаяарифметика, бухгалтерский учет, торговая переписка, торговая география, морское право, астрономия, навигация, девиация, метеорология, океанографии, морская практика, сигнальное дело, устройство судна, судовые машины, радиотелеграфное дело. Недельная учебная нагрузка во всех классах составляла 40 часов. За 1920 — 1940 годы училище выпустило 971 дипломированногоспециалиста. НАЧАЛЬНИКИ ТАЛЛИННСКОГО МОРЕХОДНОГО УЧИЛИЩА В 1919 — 1944 ГОДЫ В. Руссов: 1919-1932 М. Ныммик: 1932 — 1940 А. Густавсон: 1940-1941 Э. Кяги: 1941-1944 В 1944 году принято правительственное решение о продолжении подготовкиспециалистов для морского флота. С этой целью было открыто Таллиннскоемореходное училище. Помещение для училища в центре Таллинна выбрал ХерманТынисоо. Первым начальником училища после войны был капитан дальнего плавания изторгового флота Михаил Лисютин, очень спокойный и серьезный человек. Однаковласти посчитали его политически не на высоте, и он был вынужден уйти. В декабре 1944 года состоялся набор в училище. Все четыре специальностибыли укомплектованы двумя группами: эстонские и русские группы — судоводителей, судомехаников и радистов, две русские группы — судостроителей, поскольку не удалось туда набрать эстонскую группу. В эстонской группе судоводителей было 30 человек, но их число началорезко сокращаться, основными причинами отсева были политическаянеблагонадежность и неуспеваемость. В начале 1949 года дипломы об окончании училища получили 16судоводителей. Дипломы с отличием были вручены Арно Каску и Рональду Лейту.Не имея визы, оба попросили направить их на Север. Пять человек приняло на работу Эстонское морское пароходства, четвероуехали на Камчатку, а трое — на Каспий. Лембит Сонг попал на суда вспомогательного флота, потом перешел нарыболовные суда и стал прославленным капитаном, Героем социалистическоготруда. Пауль Рохтлаан работал капитаном на судах ЭМП и затем возглавлял Службумореплавания пароходства, Герой социалистического труда. Кирилл Чубаков стал начальником Администрации Северного морского пути. Аугуст Ингерма, не имевший визы, не стал ждать у моря погоды, сразупоступил в Политехнический институт, после окончания которого долгое времятам же преподавал. В родные пенаты вернулся в качестве заведующего кафедройи профессора. В середине 1952 учебного года радисты были переведены в Ленинградскоемореходное училище, а отделение в Таллинне закрыто. В 1955 году закрыто судостроительное отделение. За 1944 — 1992 годы училище закончило около 7000 человек. НАЧАЛЬНИКИ ТАЛЛИННСКОГО МОРЕХОДНОГО УЧИЛИЩА В 1944 — 1992 ГОДЫ М. Лисютин: 1944 — 1945 В. Соловьев: 1945-1948 П.Юрко: 1948-1949 А. Папп: 1949-1953 И. Колос: 1953-1957 А. Аносов: 1957 — 1965 А. Симоненко: 1965-1973 А. Захаров: 1973-1978 Х. Кантер: 1978-1990 Т. Кыутс: 1990 — 1993 В 1992 году на базе торгового и рыбного мореходных училищ был созданЦентр морского образования (ЦМО), у истоков которого стоял Т. Кыутс. В 1994 году ЦМО переехал в новое здание, строительство которого былоначато по инициативе Х. Кантера. Строительство финансировало Эстонскоеморское пароходство, начальником которого был в то время Т. Ниннас. В сентябре 1999 года ЦМО переименован в Эстонскую морскую академию, которая готовит судоводителей, судомехаников, специалистов портовогохозяйства, холодильных установок, технологии морепродуктов, добычи иихтиологии, гидрографов и метеорологов.
Комментарии (2)
ТМУРП # 14 ноября 2013 в 20:46 0
Как бы хотелось создать что-то подобное о Таллиннском мореходном училище рыбной промышленности
Cергей # 16 октября 2014 в 21:05 0
Подскажите, пожалуйста, где можно найти списки выпускников училища в 20-е годы?