Духовный Евангельский би́сер в Творениях святителя Игнатия (Брянчанинова). - ПРОДОЛЖЕНИЕ – том 2.

Автор
Опубликовано: 16 дней назад (6 июля 2024)
0
Голосов: 0
Духовный Евангельский би́сер в Творениях святителя Игнатия (Брянчанинова). - ВЫПИСКА III - ПРОДОЛЖЕНИЕ – том 2.

6. Об обновлении искупленного естества, в случае его повреждения, покаянием.

Преподобный Марк Подвижник: Познавший истину не противится скорбным приключениям: знает, что они приводят человека к страху Божию. Прежние грехи, будучи воспоминаемы по виду, приносят вред имеющему благую надежду: если возникнет это воспоминание в соединении с печалью, то им отнимается упова́ние; если же возникнет без печали, то обновляет внутри прежнюю скверну. Когда ум чрез отречение от самого себя простотой (несложностью) мысли приобретет надежду, тогда враг, под предлогом исповедания, изображает (в памяти) преждесоде́янные согрешения, чтобы возобновить страсти, которые благодать Божия изгладила забвением, чтобы таким образом неприметно причинить вред человеку. Тогда и твердый, ненавидящий страсти (ум) по необходимости помрачится, смутившись воспоминанием соде́ланных грехов. Если он еще темен и сластолюбив, то непременно умедлит в воспоминании и будет страстно беседовать с приходящими помыслами, так что такое воспоминание соде́лается не исповеданием, а мысленным обновлением в себе преждесоде́ланных грехов. Если хочешь приносить Богу неосужде́нное исповедание, не вспоминай греховных поползновений по виду, но мужественно терпи наводимые за них скорби. Скорби приходят (в возмездие) за прежние грехи, принося всякому согрешению сродное (соответствующее) возмездие. Разумный и ведущий истину исповедуется Богу не воспоминанием соделанных грехов, но терпением приключающихся скорбей.
Порядок, которым кающийся грешник восходит посредством покаяния к святости, преподобный Макарий Великий излагает так:… Потом он (христианин) должен постоянно принуждать себя ко всякому благому делу и ко всем Господним заповедям, хотя бы и не желало того сердце по причине пребывающего в нем греха, он должен насиловать себя к смирению перед всеми людьми, к вменению себя меньшим и худшим всех; он должен не искать себе чести, или славы, или похвалы от кого-либо, как предписано в Евангелии, но всегда иметь перед очами одного Господа и Его заповеди, Ему одному стараясь благоугожда́ть… Равным образом он должен быть милостивым, снисходительным, сострадательным, благим, принуждая к тому себя насильно,..

7. Об отношении обновленного естества ко злу.

Тогда человек не видит злобы в ближних своих, когда все отношения его к ближним будут поглощены милостью к ним. Неужели такое неви́дение недостатков в ближних есть ослепление ума, есть признание зла добром? Напротив того: ослепление ума, неви́дение греха и зла, признание зла добром принадлежат нераскаянным грешникам, оправдывающим грех свой. Святые Божии, просвещенные Духом Божиим, понимают зло во всей его подробности, знают его козни и его ядовитость; они, при помощи этого познания, доставляемого Духом, с особенной тщательностью охраняют себя от опытного знания грехов, доставляемого исполнением греха на самом деле…
При посредстве благодатного милосердия, которым истинные христиане дышат к ближним, они пребывают чуждыми греховности ближних, сообщающейся через осуждение осуждающему, нарушающей его собственное, спокойное, радостное, святое устроение…

8. Заключение.

Изложив, по мере скудных сил, состояние в отношении к добру и злу человеческого естества по сотворении, по паде́нии и по искупле́нии его, к кому обращусь с заключением этого убогого Слова? Слово служит обличением моих собственных недостатков, и потому обращаюсь с увещанием, которым обыкновенно оканчивается всякое Слово, к самому себе. Увещание заимствую от Отца Церкви. Если кто из ближних моих признает его приличествующим и для себя, то да прии́мет его с любовью.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!