ТМУ НА ХОЗРАСЧЕТЕ? – 04 05 1989

Автор
Опубликовано: 14 дней назад (3 октября 2019)
0
Голосов: 0
Отвечая на приглашение к серьезному разговору, прозвучавшее в статье начальника Таллиннского мореходного училища Минрыбхоза СССР Аарне Лыокене «Каким быть училищу ? » ( Рыбак Эстонии » за 21 марта 1989 года), и мне захотелось поделиться мыслями по вопросу, вынесенному автором в заголовок. Согласен с А. Лыокене: не форма училища, а качество обучения специалистов главное в рассматриваемом вопросе: профессиональное соответствие выпускников учебного заведения требованиям производства.
Издавна известно: каковы командные кадры, такова и армия. Отлично подготовленные в профессиональном отношении, физически и духовно здоровые, имеющие соответствующий практический опыт работы на судах специалисты способны повести весь экипаж, трудовой коллектив на решение самых сложных производственных задач в неспокойное время перестройки. Да, в нашем училище есть маяки - преподаватели, отдающие все знания, всю душу становлению молодого поколения командных кадров флота. Немало в училище и курсантов, занимающихся только на отлично, активно участвующих в техническом творчестве, физкультурно-спортивной работе, общественной жизни училища. Сделать опыт лучших достоянием всего коллектива ТМУ — задача администрации, партийной, комсомольской и профсоюзной организаций.
Другим моментом, положительно отражающимся на деятельности училища, по моему мнению, должно быть перезаключение договоров о сотрудничестве между отделениями ТМУ и отделами (службами) управления, структурными подразделениями объединения. Автор правильно указывает, что договоры были заключены более трех лет тому назад. После этого приняты законы и постановления директивных органов, которые значительно расширяют права предприятий (объединений), трудовых коллективов. Да и сама жизнь вносит свои коррективы. Почему бы теперь не учесть всего этого? Бесспорно, в этих договорах нужно отразить расчетные взаимоотношения, положительный опыт взаимодействия радиотехнического отделения (начальник В. Зотов) с отделом связи ( Е. Злобин), судо-механического отделения (М. Блитштейн) с механико-судовой службой (А. Эрсис). Бесспорно и то, что инициатива должна исходить от отделений училища.
Следующий фактор, который мог бы поднять престиж училища - это повышение требовательности приемной комиссии. Что имеется в виду? При беседах с курсантами второго курса на комиссии по оформлению паспорта моряка, в характеристиках, оформленных, классными руководителями и представителями общественных организаций, весьма часто можно слышать и читать: "среднеуспевающий", или даже "имеющий текущие неудовлетворительные оценки" и т. д. Выясняется и то, что эти знания, с позволения сказать, — фундамент - был заложен еще в общеобразовательной школе, а училищная комиссия при приеме пошла на поводу у плана набора в ущерб качеству. Думается, что установление постоянных контактов с определенными своими школами, шефство над потенциальными абитуриентами еще в период их учебы в младших классах, и, конечно, более энергичное использование в этих целях школы юнг — все это позволит добиться более качественного отбора абитуриентов.
Все, о чем говорилось выше,— внутренние дела училища, не требующие особых денежных вложений. Конечно, необходимо подумать и о рациональном использовании имеющихся помещений училища под учебные аудитории. Для чего должна быть проведена ревизия учебно-лабораторной базы: ее соответствие учебным планам подготовки специалистов, загруженность занятиями; разработан единый общеучилищный план развития и совершенствования учебно-материальной базы с возложением обязанностей на отделения, конкретных лиц и определением сроков выполнения.
Совсем иначе звучит следующий вопрос. Известно, что в условиях хозяйственного расчета предприятиям, заказывающим специалистов, не безразлично - какого качества выпускник. Предприятия ищут и будут, искать наиболее выгодные, варианты. В этих условиях педагогический коллектив, если он хочет «быть на коне", - должен постоянно не просто искать «рынки сбыта своей продукции«, но и предлагать промышленным предприятиям более выгодные договоры, чем соседние учебные заведения. Видимо, такими вариантами могут быть расширение возможностей выпускаемых специалистов. Скажем: выпускник-судомеханик имеет навыки и квалификационное свидетельство на производство электросварочных работ, а выпускник-радиоспециалист — право на ремонт и обслуживание видеоустановок и т.д. Естественно, могут быть и другие варианты. Важно также и то, чтобы выпускники по прибытию из училища на предприятие сразу могли включаться в производственный процесс. Другими словами, у них имеется рабочий диплом и паспорт моряка; а те, кому положено, прошли стажировку на тренажерах, имеют удостоверение специалиста по плотам и спасательным шлюпкам или по кислородным изолирующим приборам, и т.п. В условиях быстротечной смены технологического оборудования и технологий, весьма важную роль приобретает способность выпускника к самостоятельной работе, его привычка выполнять свою работу только хорошо.
Что касается наносимого ущерба специальному образованию - престиж его зависит от качества выпускников! Известны факты назначения выпускников нашего училища сразу на должности третьих механиков, и в то же время отдельные выпускники «умудряются» по два-три года (весь период молодого специалиста!) находиться на рабочих должностях. Из этих фактов тоже следует делать правильные выводы: широкое использование внеучебного времени на участие в работе кружков технического творчества, рационализации, занятие водными техническими видами спорта - все это важно для становления специалиста высокой культуры.
И последнее. Аргумент, высказанный А. Лыокене в пользу морского колледжа, на мой взгляд, несостоятелен: уже два года без экзаменов — по собеседованию — зачисляют в вузы по специальностям, полученным в среднем мореходном училище.


Ю. КОРОТКОВ, начальник отдела подготовки кадров и учебных заведений ПО «Эстрыбпром».
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!