Пара историй из практики прохождения «профессиональной практики» курсанта ТМУРП на судах ЭстРыбПром в период 1973-1974 годов.

Автор
Опубликовано: 3831 день назад (29 октября 2013)
Редактировалось: 7 раз — последний 13 ноября 2016
0
Голосов: 0
Не помню сам, как я вошел туда,
Настолько сон меня опутал ложью,
Когда я сбился с верного следа.



Если кто-то не узнал строки Данте из его «Божественной комедии», то я сразу же объясню причину их предшествования моему «профессиональному» рассказу. Люди, читавшие мое воспоминание на сайте об учебе в ТМУРП, наверняка восприняли мой образ жизни и учебы как достаточно легковесный и в чем-то даже безответственный.
Я не готовил себя усиленно именно к предстоящим производственным трудностям. Используя полученные знания в физматклассе 15 средней школы и облегчение жизни проживанием в родном городе, я, можно даже сказать, «парил где-то в облаках …» спортзалов и книгочтения, в то время как мои сокурсники, более «приземленные» тяжким трудом в нарядах и лишениями без поддержки родной семьи в чужом городе пробивали себе путь к профессии.
Но в жизни все уравновешивается какими-то «божественными» законами Природы. Настало время «Первой практики» и мои сотоварищи радостно побежали устраиваться практикантами на БМРТ, Плавбазы, а наиболее «романтичные» из «приземленных» попали на парусник «Крузенштерн», чтобы в светлых радиорубках давить «на ключ», радостно ощущать себя «младшим комсоставом» и отдыхать в офицерских каютах «на двоих».
Самым «непрактичным» из всех практикантов оказался я. Мой же практичный Отец очень по деловому предложил мне поработать за зарплату матросом, хотя это и было формально запрещено - практику мне могли и должны были не защитать. Но только не сыну всем известного капитана – в морском братстве «все схвачено», и корочки матроса III класса дядя Леша Евреинов, пусть земля ему будет пухом, вручил мне вместе с направлением на транспортный рефрижератор «Нарвский залив», загадочно улыбаясь.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Судно выходило в СЗА уже буквально через пару дней. Мне следовало только сильно не светиться в радиорубке – вдруг не выдержат нервы у тамошнего начальника РТС. Переход на промысел – какую-то неделю - прошел скучно под присмотром боцмана, который постарался устроить мне мастер-класс на палубе со шваброй и докучал то вязанием тросов, то покраской судовых надстроек. Еще до выхода в море я слабо представлял себе, в чем конкретно будет заключаться моя работа матросом на «Нарвском заливе». Потом-то я узнал, что на период практики стал «матросом-грузчиком» III класса . На «заливы» «матросом-грузчиком» брали тех, кто был лишен паспорта моряка или вообще не способен делать ничего, кроме «бери больше и тащи дальше», нередко это были люди « пьющие на берегу». Зарплата там была хорошая. Работали на промысле по схеме «4 через 4» - 4 часа работа и 4 часа делай что хочешь … если сможешь.
Мы разгружали с поступающих сверху поддонов 24-х и 40-ка килограммовые картонные короба с мороженой брикетами рыбой, которую в точку рандеву доставили БМРТ, и снова укладывали короба, в штабеля, на свои поддоны в 10-15 метровом трюме.


Швартовка с кормы к ТР «Нарвский залив»

Отработав первые 8 часов, я уснул здоровым юношеским сном. Прошли очередные 4 часа, и я встал на ужин, чтобы затем идти на работу в трюм. Но к моему удивлению пальцы на руках напоминали распухшие сосиски и совершенно не гнулись! Одеться или взять в руки ложку в кают-компании было проблематично. В трюме мы работали исключительно в нитяных перчатках, чтобы удобнее было хватать короб. Пальцы получали обморожение, но, пока мы усердно работали, теплая кровь сохраняла подвижность суставов, которая пропадала после длительного бездействия. Через полчаса работы в трюме руки стали как новенькие, чтобы через 8-12 часов все повторилось снова.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Так мы работали почти весь период моей практики. Прошла неделя, другая, и я, хорошо тренированный в атлетическом зале, заметил, что в свободное время уже почти никто не показывается в кают-компании, и я в одиночестве кручу в который раз фильм «Руслан и Людмила» (нас еще обучали работе техника-кино-демонстратора и даже корочки соответствующие выдавали!). Тогда, я стал делать осторожные вылазки на капитанский мостик, в гирокомпасное отделение и в радиорубку, расспрашивая офицеров, как они работают с приборами. Это их несколько удивляло, но они отвечали и рассказывали. Наверное, я держался достаточно непринужденно т.к. привык вести себя хотя и вежливо, но естественно и свободно на кораблях отца.
К концу рейса я узнал, что не все местные «круги Ада» мной пройдены. На закуску мне досталась приемка … «рыбной муки». В бытность советским гражданином, я регулярно потреблял курятинку, слегка отдававшую запахом рыбы. Мы все знали - кур кормят рыбной мукой. До этого я имел слабое представление о таком морепродукте. Технология была не очень сложной. Вся непригодная рыба или специально выловленная полностью разваривалась в котле, затем мололась мельнице и такая «мука» подсушивалась, расфасовывалась в мешки по 90 килограмм и складировалась. В рыбоварном цехе было очень жарко и амбре стоял удушающий.
Плотные матерчатые, часто еще горячие, мешки пропитывались рыбьим жиром, и ухватить их за «ушки» было трудно даже вдвоем, а по мере заполнения поддона их предстояло забросить еще и наверх. В трюме становилось жарко, работа была очень тяжелая и мы оставляли на себе только штаны от робы и «гады» на ногах. Света постепенно делалось в трюме все меньше т.к. рыбная мука буквально как туман висела в воздухе. По телу медленно стекал пот грязными серыми потеками, смешанный с рыбьим жиром и, что особенно было неприятно, с крохотными и жесткими крапинками рыбьих костей, как песок царапавшими кожу. К счастью, рыбной муки не бывало так много как, поступавших бесконечно – теперь уже совсем легеньких - коробов.
По возвращении в «родную» роту я отрешенно наблюдал веселые лица сокурсников, слушал как что-то постороннее и легковесное их веселые рассказы о подвахтах, но ничего и никому не говорил о своей «практике» - нельзя было, хотя справочку я предоставил, как и положено.



У здоровых психически людей все плохое и неприятное уходит, превращаясь в занимательные и не без юмора воспоминания. Ко второй практике я, как мне казалось, был уже прагматичным и ко всему подготовленным моряком. Поэтому легко согласился и в этот раз на предложение отца поработать под крылом его старого товарища, капитана Жоры Мамренко не далеко от дома – на Балтике – матросом. Если я и был когда-то близок к «7-му кругу ада», то именно в тот год.
Георгий Мамренко, старый одессит и морской волк, работал всю жизнь на крошечных СРТ и СРТР с экипажами от 12 до 17 человек– на самых денежных, но и на самых изматывающих «селедочных» и тому подобных рейсах. Отчасти Жоре не позволяла выбраться с таких судов и любовь к спиртному. Эти «морские противники» превратили высокого ростом одессита в сутулого и жилистого, высохшего старика с кучей жестких седых волос на нечесаной голове. Его правильных форм с почти прямым носом, коричневое от ветров и соленой воды, от беспрестанного курения папирос лицо долихоцефала покрывали глубокие морщины.
Мы вышли в предновогодние дни в Балтику на Жорином «баночнике» РР 1280 - катать в жестяные банки балтийскую салаку и кильку пряного посола .
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Модель-клон нашего «баночника» - их обозначали РР или РОС.


Очень даже недурные как закуска к водочке на кусочке хлебца! Они были и неплохим дополнением к Жориному древнему «докторскому» саквояжу, вмещавшему ящик «Столичной».
Если кто-то думает, дескать, самая страшная качка в Северной Атлантике, на «ревущих 40-х» или «где-то там далеко», то спешу обрадовать самая дурная и изматывающая качка на мелких морях типа Балтийского. Зимой она еще хуже. На «баночнике» же ее превращал в самую изощренную пытку запах специй густо наполнявший рабочее помещение, занимавшее пространство от бака до середины корпуса судна. От этого сладко-пряного запаха иногда просто выворачивало наизнанку. Никакая тренировка вестибулярного аппарата здесь не помогала – требовалось дождаться атрофии вкусовых рецепторов.
Зимой в море рано темнеет, и на горизонте черно-свинцовые воды сливаются с таким же небом в одно целое, и в пасмурную погоду создается ощущение, что все вокруг задрапировано в черно-серый бархат, и только палуба судна выделяется желтым пятном света прожекторов, иссеченным струями дождя. Кильку и салаку нам выгружали по-очереди пришвартовавшиеся сейнеры эстонских рыболовецких колхозов. На больших садках с рыбой, которые грузно раскачивались во время выгрузки, обязательно повисал самый отчаянный из колхозников, контролировать подачу рыбы. Наш СРТ был на фоне сейнеров грозной посудиной.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.




Облаченные в желтые проолифенки, в любую погоду мы целыми сутками стояли за металлическими столами и укладывали рыбу в большие банки, добавляли мерными ложками из бочонков засолочную смесь и закатывали банки. Когда палуба у вас уходит из под ног 24 часа в сутки, и вы сами уже превратились в «кильку пряного посола» в морском рассоле, такая простая работенка высосет ваши «соки» и мозги уже через пару лет. Волею судьбы мне довелось и после выпуска из ТМУРП походить в море с Георгием Мамренко, но уже на другом не менее занятном кораблике, о чем я расскажу на сайте Эстрыбпром. И если по молодости лет я еще и мог как-то в душе осуждать капитана за его пристрастие к алкоголю, то, повзрослев, не могу представить себе, как можно было 20 и более лет работать морякам в таком режиме и не прикладываться к рюмашке?! Никакие нервы не выдержат.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Представьте себе, вы лежите уставший и с пустым желудком после смены, не снимая одежды, в тесной двухъярусной койке носового кубрика на 8 человек как знакомые вам ранее кильки. В кубрике полумрак, а в койке с занавешенным проемом, чтобы легче уснуть, и того темнее, когда нос кораблика вдруг летит куда-то вниз, а вы съезжаете по матрасу вслед за ним и неприятно упираетесь затылком в переборку, то в голову лезет одна мысль: «Мы еще над водой или уже под ней?» Так и ждешь, что вот-вот неудержимо польется на пол леденящая соленая вода. Затем, нос корабля взмывает вверх, и твои ноги упирается в противоположную переборку. Нет, врешь! Не возьмешь! А если накатить … на два пальца в стакане, хотя бы?
В цех попадала не только килька с салакой - в невод заходили и треска и селедка, поэтому мы немного закатывали консервов и для себя. Собственно, треску отправляли за борт, а печенку консервировали отдельно. На тот момент существовал официальный запрет на заготовление тресковой печени и производства рыбьего жира для детей из-за обнаружения в ней ДДТ или по-простому «дуста», которым американца сдуру отравили пол планеты. Балтийская треска оказалась почти не зараженной, но ее малый вылов не позволял промышленно добывать печенку, а для себя мы отбирали понемногу.
Новый год экипаж выторговал у капитана встретить у пирса, наврали Конторе про неполадки на судне, а те сделали вид, что поверили и разрешили ремонтироваться на колхозном пирсе острова Сааремаа. Два мешка сахара быстренько перекочевали в местную лавку, волшебным образом превратившись в «водочку» безо всякой тягомотины с перегонкой и возгонкой. К двум часам ночи ваш покорный слуга сидел в кубрике трезвый до омерзения т.к. видеть иначе в таком состоянии празднование было невозможно, когда квелый голос вахтенного, вышедшего отлить с подветренной стороны, проорал: «Человек за бортом!» Очень повезло « мотылю», что мочевой пузырь напомнил вахтенному о себе именно в тот момент – более 15 минут в такой воде да еще ночью не живут. Через день, когда моториста оттерли спиртом, отогрели и привели в себя, он поведал леденящую кровь историю, так и остававшуюся до сегодняшнего дня предусмотрительно забытой.
Сколько надо выпить или сколько лет надо пить, чтобы за 3-4 часа пития словить «белочку»?! Закрутилось с того, что мотыль услышал, как кто-то осторожно сверлит стенку за его спиной. Сначала это было в одном месте, затем в двух и так далее. Когда сверление шло по всем поверхностям каюты, моторист ясно и с ужасом понял – ОН идет за ним! Спасение было в море!
Была ли это еще Практика или уже Реальная жизнь – не берусь судить. Я и сегодня не всегда понимаю – серьезно все это вокруг или просто попытка № …
Комментарии (3)
ТМУРП # 16 ноября 2013 в 21:37 0
Кстати, о "белочке". В экипаже Жоры был еще один случай анекдотичный. Мы пришли летом с рейса на патрульно-посыльном СРТ в Таллинн. Часть экипажа поселилась в гостинице напротив конторы в Пальясааре. Получили зарплату, чеки и они надирались неделю.
И, вот, настал день ... вернее вечер, когда один из них - "самый трезвый" т.к. остальные лежали в полном отрубоне - услышал стук в дверь! Он нисколько не сомневался, как потом сам рассказывал, что за дверью стоят эстонские "лесные братья" с ... топорами и будут убивать! Мы не спрашивали его почему он так решил.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В центре рулевой Владимир Сомов - участник тех событий

Так вот, он начал орать : "Спасайтесь! Нас пришли убивать!" И пинками стал будить остальных." После чего выпрыгнул в окно третьего этажа. Весь абсурд состоял в том, что он приземлился без перелома, а молодой парень - вовсе не упитый до "белочки", а просто с бодуна проснувшийся - с пьяни последовал за ним и сломал ногу! Милиция забрала всех....
ТМУРП # 13 ноября 2016 в 12:50 0
станислав сахончик (79.105.97.44)
#

Интересная история про "белочку".Бывало и у нас несколько таких.
ТМУРП # 13 ноября 2016 в 12:50 0
Станислав, как асса пера, я с трепетом хочу спросить вас: "Не очень бездарно и бессмысленно выглядит сей текст!" Про орфографию молчу вообще.