0 RSS-лента RSS-лента

Пара историй из практики

Автор блога: ТМУРП
Кадры — завтрашние, а техника — вчерашняя – 27 01 1986
ЭТО НАНОСИТ УЩЕРБ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ МОРЯКОВ

КОМПЛЕКС учебных и жилых корпусов Таллинского мореходного училища рыбной промышленности (ТМУРП), отметившего недавно свое сорокалетие, рисунком своим напоминает очертания большого корабля, Возможно, это чистая случайность. Но зато все остальное, с чем встречаешься здесь — вахты в коридорах, субординация и сама атмосфера, — сознательно и максимально приближено к флотским порядкам и дисциплине, И все призвано помочь воспитать волевых, крепких духом и телом высококвалифицированных моряков.
Этим же целям, точнее — поискам путей кардинального улучшения воспитания и учебы курсантов служит и эксперимент, проводимый Минрыбхозом СССР и Минвузом страны на базе училища объединения «Эстрыбпром». Задача эксперимента — максимально расширить и укрепить связи училища с крупным промышленным предприятием республики, для которого в основном и готовит оно кадры специалистов.
По условиям эксперимента, ТМУРП введено а состав «Эстрыбпрома» на правах самостоятельной бюджетной организации. Но на объединение возлагается обязанность «активно участвовать в повышении качества подготовки и воспитания курсантов, улучшать материально-техническую базу, поставляя туда современное оборудование, машины и механизмы, материалы в соответствии с заявками училища». Так записано в документе, регламентирующем взаимные обязательства.
Эксперимент начат в июле позапрошлого года и рассчитан до конца 1987 года. Так что прошло достаточно времени для того, чтобы подвести кое-какие итоги, памятуя, что часто успешное начало означает половину успеха.
Напомним, что за четыре десятилетия своего существования училище подготовило немало специалистов, чей труд помог рыбной отрасли республики занять высокие позиции в стране. Десятки выпускников выросли до крупных организаторов производства. Среди них, например, начальник Управления рыбного хозяйства Совета Министров ЭССР А. Нурмес, генеральный директор «Эстрыбпрома» X. Майде, известный технолог, помощник капитана по производству Е. Бичиков и многие другие. Но в последнее время чаще приходилось слышать о другом — о нарушениях выпускниками училища норм морали, правил поведения в инпортах, таможенного режима. Не блещет и профессиональный уровень многих воспитанников ТМУРП. Все это указывало на серьезные недоработки руководителей и преподавателей, сложившуюся в стенах училища нездоровую атмосферу. С таким выводом соглашаются и в самом училище.
— Нельзя серьезно рассчитывать на улучшение воспитания и преподавания в отрыве от дисциплины и порядка. А дисциплина у нас, к сожалению, в последние годы оказалась в загоне, — признает недавний руководитель судоводительского отделения, а ныне военрук училища В. Писарец. Это не замедлило сказаться и на качестве подготовки специалистов. Можно судить по прошлогоднему выпуску судоводителей. Уровень их знаний и практических навыков оказался намного ниже, чем у тех, кто получил дипломы, скажем, пять лет назад.
Заместитель начальника училища по политико-воспитательной работе Валерий Алексеевич Степанов подтвердил: действительно, с дисциплиной и порядком в училище до последнего времени было неважно. Нездоровая моральная атмосфера среди преподавателей, понижение взаимной требовательности моментально отрицательно сказались на поведении курсантов. Все это стало предметом принципиального разговора на собраниях коммунистов училища. Были приняты крутые меры — уволены скомпрометировавшие себя руководители, обновлен и укреплен преподавательский состав, отчислены запятнавшие честь мундира курсанты. Центр всей политико-воспитательной работы перенесен в группы, ближе к людям.
Говоря о позитивных переменах, в училище отметили большую помощь, которую оказали партийный комитет объединения, его службы и отделы. Однако бросается в глаза: среди преподавателей и руководителей групп нет ни одного практика-рыбака с богатым опытом работы на судах флота. А как они нужны здесь! Не случайно комплектация училища такими кадрами, налаживание наставничества названы в качестве первоочередных задач эксперимента. Но об этом как будто забыли.
Ну, а как реализуются положения эксперимента, обязывающие объединение укреплять учебную материально-техническую базу училища?
Пройдемте в кабинеты и лаборатории, взглянем на их оснащение, насколько оно отвечает возросшим требованиям учебных программ.
Знакомство с учебным хозяйством училища, увы, убеждает, что здесь прослеживается та же закономерность, что и на судах: чем дальше и ниже от ходовой рубки (а в нашем случае — от кабинетов судоводительского отделения) — тем беднее, примитивнее образцы приборов и механизмов.
Поднимаемся с военруком во владения будущих капитанов. Вот прекрасно оснащенный кабинет скоростной прокладки курса. Красивые столы с полным набором штурманских приборов — за ними одновременно может заниматься группа из тридцати человек. Смонтировать сложное оборудование помогли специалисты рыболовецкого колхоза «Хийу Калур» и объединения «Эстрыбпром». На уровне сегодняшних требований выглядит и кабинет теории судовождения и технической эксплуатации, хорошо оборудован лингафонный кабинет для изучения английского языка.
Намного беднее — кабинеты радиотехнического отделения. Правда, оборудования и приборов много, но все или почти все — устаревшее.
— Да, можно сказать, — техника вчерашнего дня, — соглашается преподаватель основ электроники, импульсной и вычислительной техники Л. Бычкова. — Радиотехника на судах шагнула далеко вперед, но мы имеем возможность знакомить с ней лишь теоретически — наглядных образцов нет. Или взять информатику. Уж как необходимо ее преподавать! Но остается на мертвой точке из-за того, что нет соответствующей техники.
— Что предпринимается для исправления положения? — спрашиваю у начальника радиотехнического отделения В. Зотова.
— В наших правах и силах одно — подавать заявки н ждать, Что мы и делаем. По эксперименту мы должны получать необходимые пособия, приборы через отдел связи объединения, но сдвигов к лучшему что-то нет.
В. Зотов привел конкретный пример с заявкой на следующий год, которую в объединении «задробили».
— Да, заявка осталась неудовлетворенной, — подтверждает начальник отдела технической подготовки кадров «Эстрыбпрома» Ю. Коротков. — Почему? Запросы чрезмерны, а мы боремся за экономию и бережливость средств...
Конечно, против экономии не возразишь, но вот вопрос на том ли в данном случае экономит объединение?
...В самом плачевном состоянии оказалась материальная база технологического отделения. Попав в давно не знавшие ремонта помещения, невольно вспоминаешь полутемные, сырые и полные шума рыбцехи старых рефрижераторов и траулеров. Полное торжество десятилетиями утверждавшегося порочного взгляда, что технологическая оснастка судов рыбного флота — дело не первой важности. Образцы технологического оборудования здесь — даже не вчерашнего, а позавчерашнего дня. Самое новое учебное пособие
— бездействующая рыборазделочная машина (кстати, несерийная, взятая с выставки).
Пользы от таких «пособий», скажем' прямо, — ноль, а вот укоренению взгляда будущих технологов на свою отрасль, как на нечто второстепенное, они способствуют. А это уже недопустимо. Недопустимо потому, что именно пренебрежение к вопросам обработки рыбы непосредственно на судах, по мнению специалистов, явилось одной из главных причин сегодняшних трудностей флота. В настоящее время положение медленно выправляется
— цехи траулеров и баз насыщаются автоматикой, механизируются процессы рыбообработки, рейсовые задания все больше нацеливаются на максимальный выпуск пищевой продукции. Это — главные ориентиры отрасли, о чем ясно сказано в проекте Основных направлений. Чтобы осуществить намеченное, говорится в этом партийном документе, необходим новый подход к решению всех хозяйственных задач. Именно такому подходу должны учить в училище и будущих специалистов, прививать им вкус к новой технике и технологии, к экономическому мышлению. Нет сомнений, что твердая и последовательная реализация эксперимента помогла бы в этом деле. Но этого-то сегодня и не видно.
Правда, в адрес эксперимента расточается немало реверансов и комплиментов, как в объединении, так и в училище. Но, как гласит пословица, сколько ни повторяй словом «халва», во рту слаще не станет. Нужны дела, а не слова.

Я. МЕЛИКОВ. («Советская Эстония»).
ВЫПУСКНИК 30-го-ЮБИЛЕЙНОГО - ТМУРП 24 01 1986
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

«Профессия моя мне очень нравится. Думаю, что стоит продолжать учебу в КВИМУ...», — так считает выпускник Таллинского мореходного училища рыбной промышленности И. Шлинчак.
Первый выпуск училища 1986 года был не совсем обычным. Это юбилейный 30-й выпуск, по специальности техник-технолог. 44 -молодых специалиста, вольются в семью работников рыбной промышленности. Все они получили необходимый багаж знаний, со временем обретут опыт и мастерство.
С хорошими результатами закончили ребята училище. Двое бывших курсантов получили особый «красный» диплом. Игорь Шлинчак — один из них. Он трудолюбивый и старательный, юноша, любит свою профессию, и думается, что в Клайпеде, где ему предстоит работать, покажет себя настоящим специалистом.

Фото Р. ЭЙНА
ТРИДЦАТЫЙ, ЮБИЛЕЙНЫЙ - 22 01 1986
В коридорах Таллинского мореходного училища рыбного хозяйства непривычная тишина. Каникулы. Но и в это время продолжается учебная жизнь.
14 января 1986 года — эта дата надолго запомнится 44 юношам, которые в торжественной обстановке получили путевку в самостоятельную жизнь — дипломы об окончании ТМУРХ. Теперь они уже не курсанты, а полноправные специалисты рыбной промышленности — техники-технологи.
Технолог на судне — лицо очень важное. От умения и опыта специалиста в огромной мере зависит качество рыбопродукции, выпускаемой промысловым флотом. Для успешной работы училище дает своим питомцам все необходимые знания технологии производства, устройства и работы специального технологического оборудования. Но на плечи молодого человека, только что вышедшего из стен учебного заведения, ложится и огромная ответственность. Технолог на судне возглавляет довольно многочисленный коллектив, состоящий из 20—40 человек. А за каждым из них своя судьба, свой характер. Необходимо подобрать тот «золотой ключик» к сердцам подчиненных, чтобы сложился сплоченный коллектив. В море это играет не последнюю роль. Стать настоящим умелым и чутким руководителем — вот задача, которую предстоит теперь решать каждому молодому специалисту.
Первый выпуск 1986 года для училища не совсем обычный. За 40 лет существования учебного заведения здесь подготовлено более полутора тысяч технологов. Уже в 1945 году был объявлен прием в группу по специальности «технолог». Настоящий выпуск — 30-й, юбилейный.
Специалистов, получивших образование в Таллинском мореходном училище рыбной промышленности, знают и в нашей республике, и за ее пределами; И на этот раз бывшие сокурсники разъедутся по всей Эстонии. С апреля нынешнего года техники-технологи юбилейного тридцатого выпуска ТМУРХ приступят к работе в рыболовецких колхозах «Октообер» и «Хийу Калур», на Пярнуском рыбокомбинате и в колхозе «Пейпси Калур», а также в Клайпедской базе океанического флота и Клайпедской базе тралового флота, в эстонском филиале конторы «Запрыбсбыт». Трое из нынешних выпускников получили распределение в объединение «Эстрыбпром».
Хочется думать, что преподавателям училища не придется краснеть за бывших своих курсантов. Обе группы на государственных экзаменах и на защите дипломов показали неплохие результаты. Экзаменационная государственная комиссия отметила 9 дипломных работ оценкой «отлично». Немало было и хорошистов. Двое ребят — Борис Мороз и Игорь Шлинчак — получили в день выпуска «красные» дипломы. Думается, что из них получатся хорошие специалисты. Оба они намерены продолжать учебу в высшем учебном заведении. Работать им предстоит на промысловых клайпедских судах.
На торжественном собрании, посвященном юбилейному выпуску, преподаватели училища провожали своих питомцев пожеланиями счастливого пути в самостоятельную трудовую жизнь. Училище дало необходимый багаж специальных знаний. Дальнейшее зависит от каждого из ребят. От их старания, добросовестного отношения к делу, от любви к выбранной специальности.

С. ВИКТОРОВА.
ПРОИГРАВШИХ НЕТ! - 16 01 1986
В беседе с Кларой Цеткин В. И. Ленин, размышляя о будущем обществе, говорил: "Молодежи особенно нужны жизнерадостность и бодрость. Здоровый спорт — гимнастика, плавание, экскурсии, физические упражнения всякого рода,— разносторонность духовных интересов, учение, разбор, исследование и все это по возможности совместно!».

ОТЛИЧНЫЕ условия для занятий физической культурой и спортом созданы в Таллинском мореходном училище Минрыбхоза СССР. Здесь имеется прекрасно оборудованный спортивный комплекс: большой спортивный зал, стрелковый тир и специальный зал для занятий тяжелой атлетикой. Для проведения занятий с курсантами и различных спортивных соревнований арендуются также стадион и морская база для шлюпочных занятий.
Хорошей физической подготовке курсантов способствует наличие квалифицированных преподавателей физвоспитания, тренеров, спортивных методистов, которые под руководством заведующего спортивным комплексом У. Сойдла уделяют постоянное внимание дальнейшему развитию и совершенствованию материальной базы.
В училище активно работает 14 спортивных секций с общим охватом около 600 человек. Особой популярностью среди курсантов пользуются секции пулевой стрельбы, плавания, лыжного спорта, легкой атлетики, баскетбола, волейбола.
Большое значение для привития курсантам любви к специальности моряка имеет и проведение занятий по морской прикладной подготовке — прикладному плаванию, спасению утопающего. Только в течение 1984/85 учебного года 161 курсант училища получил звание «Водоспасатель». В стадии решения находится вопрос о создании в училище собственной водноспортивной базы. Материальная база для этого уже имеется — получено несколько скутеров, рассматривается вопрос о получении крейсерской яхты. Большую помощь в развитии материальной базы оказал училищу рыболовецкий колхоз «Сааре Калур», подаривший ему в день празднования 40-летия со дня основания училища три яхты класса «Финн» на общую сумму 8 тыс. руб.
Хорошо поставленная спортивная работа принесла высокие результаты. Они были показаны курсантами и на ежегодной внутриучилищной спартакиаде и на соревнованиях более высокого ранга. Команды училища завоевали призовые места на первенстве техникумов г. Таллина (баскетбол, волейбол, плавание), на первенстве техникумов Эстонской ССР (баскетбол и волейбол); на первенстве мореходных училищ Западного бассейна (баскетбол, морское многоборье, плавание). По организации спортивно-массовой работы в 1984/85 учебном году училище заняло 1-е место среди средних специальных учебных заведений г. Таллина и 7-е место среди мореходных училищ системы Минрыбхоза СССР.
Большое внимание уделяется и развитию туризма, которым в училище активно занимаются около 300 человек из числа преподавателей, сотрудников и курсантов.
Своеобразным подведением итогов спортивной работы в 1985 году стал проведенный в период с 16 по 26 декабря «Тортовый турнир» по 7 видам спорта (баскетбол, волейбол, водное поло, стрельба, плавание, подтягивание и гиревой спорт), в котором приняли участие команды всех учебных групп и сборная команда командно-преподавательского состава. Борьба за первенство была очень упорной, о чем свидетельствует тот факт, что только одной из команд учебной группы радистов 3-го курса удалось завоевать 2 первых места (по стрельбе и подтягиванию). Эта команда и заняла в итоге 1-е место в общем зачете. Второе место заняла команда группы М-223 (механики 2-го курса) и третье — команда группы Т-274 (технологи 2-го курса).
26 декабря в училище был проведен большой спортивный вечер, на котором команды-победительницы были награждены тортами. За активное участие в подготовке и проведении турнира 8 курсантов и 4 преподавателя были поощрены приказом начальника училища.
На вечере, в. котором приняли участие все участники турнира, перед курсантами выступил известный в прошлом спортсмен, заслуженный мастер спорта СССР баскетболист И. Лысов. Большой интерес вызвали показательные выступления дзюдоистов, мастеров спорта СССР П. Сакса, Я. Хейнрооса, Э. Пуккаса, а также молодых боксеров из детской спортивной школы г. Таллина.
Спортивный праздник завершился дружеским чаепитием, во время которого участники соревнования единодушно высказали мнение о том, что в таких мероприятиях, как проведенный «Тортовый турнир», проигравших нет. Победили все, победила дружба, молодость, здоровье. Положено начало еще одной доброй традиции — принято решение проводить такие турниры ежегодно. Не оставлены в обиде и любители настольных игр — на февраль 1986 года запланированы командные соревнования по шахматам, шашкам, «короне» и настольному теннису.
Нельзя, конечно, сказать, что все в организации спортивной работы в училище проходит гладко, «без сучка и задоринки». Однако итоги спортивного года убедительно свидетельствуют о том, что совместно с такими энтузиастами своего дела, как преподаватели К. Саар, И. Рейнола, X. Сулев, руководство училища сможет решить те большие и ответственные задача, которые связаны с дальнейшим совершенствованием физической культуры и спорта.
Училище переживает ныне ответственное время — время реформы.
Долг каждого педагога — способствовать поиску эффективных решений школьных проблем. Предложений и нерешенных вопросов много. Увеличить число уроков физкультуры? Но ведь увеличением числа обязательных занятий можно и отпугнуть подростка от физической культуры и спорта. Как оценивать работу преподавателя физвоспитания по сдаче норм ГТО? По здоровью и физическому развитию курсантов? Как привлечь родителей к пропаганде физической культуры? Каким должен быть учебник по физической культуре и нужен ли он вообще? Почему, наконец, физическое совершенствование осуществляется в основном через физические же упражнения? А где, скажем, культура массажа, закаливания, питания, дыхания, саморегуляции? Но самое главное, на наш взгляд, — как изжить формализм, процентоманию, не всегда нужную «отчетность с выполнением планов» сдачи норм ГТО, что оборачивается порой серьезными нравственными потерями.
Проблем много. Но их решение стоит любых усилий. Ведь физическое совершенство — это и способность к самосовершенствованию, и познание всех «этажей» человеческого организма, и находчивость, и способность выдерживать серьезные нагрузки, и разрядка, и закалка, и встреча с природой, и, наконец, формирование у подростка понимания главного закона нашей жизни — закона товарищества, что особенно важно для подготовки достойной смены командных кадров флота.

В. СТЕПАНОВ, заместитель начальника по политработе Таллинского мореходного училища Минрыбхоза СССР.

Фото Г. ЖЕЛЕЗНОГО.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ВЫСТУПАЮТ ДЗЮДОИСТЫ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ПОБЕДИТЕЛЯМ – ТОРТ
В РАБОТЕ ПОМОЩНИК – 31 12 1987
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

Нужен ли в мореходном училище спорт? Странный вопрос. Конечно, ведь курсанты — будущие моряки. А в море — шторма и работа, и хилому этого не вытянуть. Но еще до работы — практика: и как проверка, и как тренировка. Практика не совсем обычная, на паруснике. И чтобы ее пройти, нужны не только знания, но и соответствующая физическая закалка, спортивная подготовка. И про это тоже не забывают в училище.

ГЛАВНЫЙ ПРИЗ — ТОРТ
Речь пойдет не о конкурсе кондитеров, а о спортивных соревнованиях в Таллинском мореходном училище МРХ СССР. Их-то в шутку и называют — тортовые турниры. Проходят такие турниры, в которых победить не так уж и просто, каждый год. А победителей, как вы уже догадались, награждают тортами.
Соревнования продолжаются не день и не два, а почти весь учебный год. В программе несколько видов спорта, начиная с шахмат и кончая лыжами. Соревнования идут по-возрастающей — вначале внутри рот (а их всего четыре), когда участвуют команды от каждой группы, а затем — уже между ротами. В общем, за год только внутри училища проходит около 32 состязаний, в которых участвует более 250 человек. Победить, действительно, не просто. Ведь во многих командах есть курсанты со спортивными разрядами.
Физкультурой в училище руководит Калле Саар, и организация таких соревнований — целиком его заслуга.
А что же после внутренних соревнований? Следующий этап — городские соревнования среди средних профессиональных учебных заведений. А затем — и республиканские старты.
Кстати сказать, в минувшем году курсанты ТМУ по зимнему многоборью ГТО заняли первое место в городе, а по пулевой стрельбе — третье в республике. Конечно, победить хотят все, иначе сами соревнования теряют смысл. Но их цель не ограничивается только выявлением лучших. Главное — вовлечь в них как можно больше курсантов, чтобы спорт выполнял и свое воспитательное предназначение. В прошлом году в соревнованиях вне училища выступало почти сто человек. А это — немало, и очень хорошо, что даже в городских и республиканских стартах участвует так много ребят. Значит, спорт, соревновательность для курсантов ТМУ Минрыбхоза СССР — это не удел немногих избранных, а прекрасная возможность для многих приобщиться к миру движения и гармонии.
Конечно, спрос с будущих моряков в сфере физкультуры и спорта больше, чем с ребят из обычного техникума — сама специфика нелегкого рыбацкого труда такое предполагает. Вот почему и соревнований у них больше. Кроме городских и республиканских, каждый год проводится также спартакиада мореходных училищ Западного бассейна. Курсанты из нескольких училищ собираются поочередно в каждом городе. Спартакиады, помимо традиционных видов спорта, включают и некоторые другие, так что они имеют свою морскую специфику. Вот почему к этим стартам нужно специально готовиться. Нужно учиться, овладевая премудростями новой для себя спортивной дисциплины.


«САРМАТ» ПОДНИМАЕТ ПАРУСА
Яхта стоит в Пирита, в Олимпийском парусном центре. Ее училищу подарили, правда, не новую, поэтому и поставили на зиму на капитальный ремонт.
Имя яхты — «Сармат». Так назывались древние племена, жившие в Причерноморье. Как знать, увидит ли когда-нибудь «Сармат» эти берега. А пока, переходя в собственность мореходного училища, она прошла лишь от Калининграда до Таллина. Но даже этого небольшого расстояния хватило, чтобы экипаж еще до ремонта успел оценить ее хорошие мореходные качества.
А что потом? Когда придет весна и начнется следующий сезон, спустят на воду почти новую крейсерскую яхту, которой предстоит пройти не одну сотню морских миль, участвовать в гонках и регатах. И первая из них — уже будущей весной: сразу после ремонта «Сармат» отправится в Польшу. «Сармат» — пока единственная крейсерская яхта в училище, но у ТМУ есть еще и несколько небольших яхт — класса «Финн».
Для того, чтобы выйти на яхте в море, одного желания мало. Это все прекрасно понимают. Нужны знания и умения — любая работа здесь требует квалификации.


ВЫБИРАЙ НА ВКУС... СЕКЦИЮ
О «Сармате» мне рассказал заместитель начальника училища по политчасти Валерий Алексеевич Степанов. Он считает: если ребята решили стать моряками, то все, что связано с морем, должно быть им близко. В училище довольно много секций, но именно секции парусного и водно-моторного спорта самые популярные.
Водно-моторным спортом с курсантами занимается чемпион мира и Европы, мастер спорта международного класса Лембит Ааслав-Каасик. В училище неплохая материальная база для этой секции. Ребята участвуют уже во многих соревнованиях, и двое курсантов выполнили нормы кандидатов в мастера спорта.
То, что многие в училище занимаются парусным или водно-моторным спортом, не случайно. И не только потому, что это морские виды спорта. Ведь многие преподаватели ТМУ Минрыбхоза СССР — сами спортсмены или яхтсмены-любители. Во всяком случае, люди знающие. Они могут действительно помочь ребятам, чему-то научить. Да и вообще, когда совпадают интересы, проще найти общий язык...
Но это, конечно, не единственные секции в училище. Практически каждый курсант может найти себе занятие по душе. В училище и многие другие секции тоже хорошие — подводного плавания, по волейболу, баскетболу, футболу, боксу и борьбе самбо. Кстати, перечень этот далеко не случайный. Спортивные увлечения здесь не навязывают, прежде всего, исходят из интересов самих ребят. Каковы они — на этот вопрос помогло ответить анкетирование среди курсантов. Им предложили ответить на вопрос — кто и каким спортом хотел бы заниматься. Конечно, удовлетворить все интересы в стенах самого училища пока нельзя. Поэтому надо предоставить возможность заниматься и в городских секциях. Но все-таки и в самом училище секций тоже немало.
А это возможно потому, что у училища неплохая спортивная база. Есть хороший спорткомплекс. Это — обычный спортивный зал, зал для занятий тяжелой атлетикой, тир, бассейн. А вот своего стадиона пока нет — поэтому курсанты ходят на Детский стадион.
Кроме того, в общежитии оборудованы комнаты со шведскими стенками, простыми снарядами. Хотят там установить и велотренажеры — лимиты на них уже выделены.
В первую очередь все помещения, весь инвентарь предназначаются для занятия курсантов. Но у них не только занятия и тренировки, что называется, по плану — несколько раз в неделю по вечерам залы свободны и предоставляются в распоряжение ребят.
Помещения у училища арендуют и другие организации, ведь спортзал ТМУ Минрыбхоза СССР — один из самых больших в городе. Бассейн училища тоже хороший. И, пожалуй, больше всего этим обстоятельством довольны, те курсанты (а их более двадцати), которые занимаются в секции подводного плавания. Ею руководит председатель профкома Ульяс Сойдла — спортсмен-аквалангист. Зимой — тренировки в бассейне, летом — сборы в южной Эстонии, которая славится своими живописными озерами, В этом году ребята там даже фильм интересный отсняли. Все, кто его видел, рассказывают об этой киноленте с восторгом.
Сейчас У. Сойдла и его воспитанники готовятся к следующему летнему сезону. Правда, в этом году тренировки в бассейне начались несколько позже обычного. В начале, ребята месяц были в колхозе, поэтому учебный год начался у них позже. К этому времени успели привести в порядок спортивный зал. А вот бассейн к началу учебного года подготовить не успели — его ремонт завершился несколько позднее, в середине октября.
И тир тоже не забыли обновить: своими силами сделали текущий ремонт. Единственное «но». — отопление в тире. Для этого необходимо выполнить большой объем земляных работ, что связано с определенными трудностями. Но и этот вопрос тоже сейчас решается.
Одним словом, думается, что у курсантов Таллинского мореходного училища Минрыбхоза СССР неплохие условия для занятий физкультурой и спортом, и этим нужно пользоваться с максимальной эффективностью.

И. ГОЛУБ.
ВНИМАНИЮ РАБОТНИКОВ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ! - 15 12 1987
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Удобный и красивый кухонный комплект — угловой диван и стол — предлагает работникам рыбной промышленности учебно-производственная мастерская при Таллинском мореходном училище МРХ СССР.
Не прошло и года, как эта мастерская начала свою работу, но вот уже и первые модели — кроме кухонного комплекта, мастерская изготовляет еще и детские шведские стенки — компактные и легко крепящиеся в городской квартире.
Одно из отличий предлагаемого углового дивана от подобных моделей то, что его длинная и короткая стороны взаимозаменяемы, диван по желанию можно ставить в левый или правый угол кухни.
Учебно-производственная мастерская находится на спецсчете ТМУ МРХ СССР, поэтому предварительная цена на модели:
— кухонный комплект — 250 рублей;
— шведская стенка — 27 рублей.
НА СТЫКЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ - 24 11 1987
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ИНФО ТМУ ВЫПУСК № 12

Из года в год все больше и больше учебных парусных судов бороздит Мировой океан. Удивляет только то, что среди этого все растущего количества парусников почти не возрастает число советских парусных судов.
В 50-х годах Советский Союз заказал Финляндии серию учебных парусных судов из 12 баркентин. По проекту они должны были эксплуатироваться 20 лет, но большинство из них ходили под парусами намного дольше. Например, «Вега», хорошо известная в Таллине, бороздила Балтику 27 лет. Когда эти суда состарились и их списали, появилось мнение, что парусники больше не нужны, мол, парус уже устарел, а мы теперь в дизельном веке.
Но как-то совсем забыли о психологическом факторе. Плавание хоть раз в жизни под парусами оставит след, особенно у молодого человека, на всю жизнь. Обычные суда забываются, а парусное, к тому же, если это была первая плавпрактика курсанта, навсегда останется в памяти.
Нас интересуют постоянные кадры, значит, надо с юности, с курсантской скамьи прививать молодому человеку любовь к морю. Привить же эту любовь лучше всего «романтикой». Есть старая римская поговорка: «Воспитывать надо так, чтобы воспитуемый не понял, что его воспитывают». Если преподаватели говорят курсанту: «Ты должен быть дисциплинированным, ты должен стать хорошим моряком» — это пролетает мимо ушей. А вот если курсант побывал в парусном походе, можно считать, что наполовину он уже моряк: плавание под парусами, нелегкий морской труд будут его воспитывать.
За границей это уже поняли, и не экономят деньги на постройку парусных судов и на расходы во время рейсов (хотя училища там, так же как и у нас, находятся на обеспечении государства или финансируются какой-либо фирмой). Зато и отдачу зарубежные морские организации получают очень большую, когда курсант становится настоящим моряком.
Пришло, наверное, уже время вспомнить старые морские традиции и превратить плавпрактику из «плав-месяца» в плавсеместр (как это пишется в документах). Такая плавпрактика должна длиться шесть—десять месяцев, с максимальным количеством заходов в порты — надо с самого начала дать молодому человеку ощутить мир.
Сама жизнь приводит к тому, что теоретическое обучение нужно сочетать с практическим. Намного лучше навигацию, лоцию и целый ряд специальных предметов изучать не в классе, а на борту учебного судна, где есть штурманский учебный класс, специально оборудованные учебные помещения, где под рукой специалисты, работающие приборы.
На берегу курсант смотрит на, например, работающий локатор, но ничего не видит — ни берегов, ни Майков. Мы — взрослые люди, преподаватели, вышестоящие органы, — думаем, что если мы показали курсанту дорогую работающую аппаратуру, то он сразу же стал очень умным и обученным. Но это мы — уже побывавшие в море люди — понимаем, для чего нужен этот самый локатор, знаем, как на нем работать, но почему-то забываем поставить себя на место курсанта, молодого человека, часто приехавшего из какого-нибудь сухопутного города или деревни.
Поэтому в морской системе надо не развивать профкабинеты на берегу, а хотя бы строить макеты. В нашем училище оборудования более чем на два миллиона рублей. Может быть, оно и нужно, но намного больше оно пригодилось бы на учебных судах. И там во время плавательного семестра можно намного доходчивее и яснее объяснить все премудрости морского дела, показать в работе сложные технические средства и приборы.
В летнем рейсе на УС «Крузенштерн» мы провели эксперимент с нашими ребятами-судоводителями. На помощь пришли штурманы. Судно стояло на якорной стоянке в Рижском заливе. Каждый курсант должен был ночью определить по трем методам место нахождения судна и нанести его на три карты. Все курсанты об этом знали, еще на ходу от маяка до маяка зацепились, определились и по локатору, и комбинированно и визуально. Всех курсантов-судоводителей предупредили, что никаких оценок ставить не будем, что это просто психологический эксперимент — вот сегодня на 10—15 минут ты настоящий штурман. Вот работающее навигационное оборудование, ночь, берег, ты пришел на мостик и твоя первая задача определить свое местонахождение. И что вы думаете? Такого нарисовали, таких ошибок наделали — у самих потом слезы в глазах были.
Такой эксперимент наглядно показывает, что людей надо готовить в экстремальных условиях.
Часть занятий по специальностям мореходных училищ, в том числе и нашего, нужно вынести из кабинетов. В первую очередь это, конечно, судовождение и судомеханические специальности. На технологическом отделении есть, правда, большой объем учебной программы, которым нужно заниматься в кабинетах и лабораториях. Но можно сказать, что технологи обогнали судоводителей и механиков в своих практических занятиях. Курсанты с технологического отделения ТМУ MРX СССР работают после занятий на Таллинском рыбокомбинате — и администрация училища это поощряет, и ребята хорошо к этому относятся.
И там вместе с заработанными деньгами они получают хорошие знания и выходят неплохими специалистами.
Тут нужно сразу сделать оговорку, подрабатывать мы разрешаем только курсантам, которые учатся на «хорошо" и «отлично, работать только по специальности и только на определенном предприятии города.
Мы и радистам, и механикам разрешаем работать. Вот только удивляет несговорчивость руководства судоремонтного завода ПО «Эстрыбпром» и электрорадионавигационной камеры объединения. Как-то не получается наладить контакты с этими организациями. Но радисты выход нашли — они стали работать на заводе «Пунане РЭТ» — там есть возможность работать и по три, и по четыре часа в день.
УС «Крузенштерн» — идеальное судно для практики курсантов трех специальностей — судоводителей, механиков и радистов. И если механикам есть еще что доделывать — некоторые учебные пособия, например, то для радистов там уже все готово — отлично оборудованный радиокласс. А судоводителям вообще благодать. И для матросской практики есть хороший учебный класс: боцман М. Акопян с ленинградскими курсантами сделал стенды по морскому делу.
Практика на «Крузенштерне» три месяца, пусть даже месяц — это и то большое дело. Плавание под парусами, в здоровой атмосфере, в хорошем, сплоченном коллективе, с минимальной текучестью кадров никогда не может быть компенсирована никакими рейсами на супер-траулеpax или транспортных судах.
В связи с этим удивляет мнение некоторой части людей, в том числе и работников Минрыбхоза СССР, что парусные гонки, регаты — это не практика, а одна нервотрепка, покраска судна, заходы и выходы в порты. А что же тогда практика? Пострадает какая-то лекция, но ни штурманского дела, ни обучения механиков от этого никоим образом не убудет.
Не так давно я встречался с ребятами, которые участвовали в операции «Парус-84», были на гонках в Канаде. На какую бы тему они не вели разговор, нет-нет, но и проскользнет фраза; «А вот, когда я был на регате...». У этих ребят на всю жизнь останутся воспоминания о полных ветра парусах, о соленых брызгах и какое-то непонятное чувство, которое они позднее назовут «любовью к морю». Из таких ребят выйдут настоящие моряки. А практика на парусных судах — это и для ума, и для сердца, и для дела.

А. ЛЫОКЕНЕ, начальник ТМУ МРХ СССР.
ТМУРП 0 2 комментария
СЕМЬ ФУТОВ ПОД КИЛЕМ, КУРСАНТ! – 24 11 1987
Ежегодно на смену молодым специалистам, заканчивающим Таллинское мореходное училище МРХ СССР и пополняющим многотысячные ряды работников рыбной промышленности, приходят триста юношей и девушек, успешно сдавших вступительные экзамены и решивших связать свою дальнейшую судьбу с морем. По существующей традиции курсантами они становятся не сразу, а только после того, как пройдут проверку училищной жизнью. Впрочем, это и неудивительно, ведь большинство из них совсем не представляют себе всех трудностей и тягот рыбацких профессий, основой которых являются отличные знания, твердые практические навыки, высокая дисциплина, политическая бдительность и многое другие. Не всякому по душе ежедневные ранние подъемы, тщательная заправка постелей, обязательная физзарядка на открытом воздухе, частые построения, дежурства, наряды, требовательность преподавателей. Именно поэтому курсантские билеты нового набора получают лишь после того, как они еще раз проверят правильность своего выбора, станут полноправными членами коллектива своего отделения, роты, учебной группы.
Вручение курсантских билетов — один из самых больших и торжественных праздников в жизни училища. Как правило, он проходит у памятных мест г. Таллина. Не был исключением и нынешний, 1987 год. Торжественная церемония вручения курсантских билетов проходила у мемориального комплекса Маарьямяги.
Под звуки марша, исполняемого духовым оркестром училища, колонна курсантов направилась к мосту построения. Высокая честь нести знамя училища доверена курсантам-отличникам и комсомольским активистам.
Курсантов встретили Герои Социалистического Труда Лембит Сонг и Фридрих Тамм, отдавшие большую часть своей жизни становлению и развитию рыбопромыслового флота республики. В числе приглашенных заместитель генерального директора ПО «Эстрыбпром» Н. Митюрев, родители, родственники и друзья курсантов.
Торжественную церемонию открыл начальник училища А. Лыокене. Он поздравил всех присутствующих с этим праздником, отметил, что начало морской биографии курсантов нового набора совпало с 70-летием Великого Октября, и это накладывает на них дополнительную ответственность и требует отличной учебы и крепкой дисциплины. С напутственными словами к курсантам обратились Герои Социалистического Труда Л. Сонг и Ф. Тамм, рассказали о добрых морских и рыбацких традициях, призвали молодежь приумножить славу советского промыслового флота.
И вот самый торжественный момент — вручение курсантских билетов. Секретарь партийной организации училища В. Абих зачитал приказ начальника ТМУ МРХ СССР о вручении билета почетного курсанта заместителю генерального директора ПО «Эстрыбпром» Н. Митюреву и награждении его памятным подарком за большой вклад в дело совершенствования учебно-воспитательного процесса, укрепления материальной базы, постоянное участие во всех делах училища. Курсант радиотехнического отделения Л. Кекош надел Н. Митюреву морской воротник. Почетный курсант нашего училища Н. Митюрев пожелал курсантам нового набора, чтобы первое в их жизни плавание по морям и океанам науки было успешным и они стали достойными продолжателями дела своих дедов и отцов. Начальники отделений и инструкторы по политработе начали выдачу курсантских билетов курсантам нового набора. Лучшим из них, показавшим отличные знания во время вступительных экзаменов и отличившихся на сельхозработах, курсантские билеты вручили Л. Сонг и Ф. Тамм. От всех курсантов и коллектива училища курсанты радиотехнического отделения возложили у мемориала венок, воздав дань памяти и уважения подвигу борцов за Советскую власть в Эстонии.
Затем выступали курсанты. Торжественное обещание — отличной учебой и примерной дисциплиной высоко нести почетное звание советского курсанта — прозвучало в выступлениях курсантов нового набора Я. Рандлайне, В. Жохова. Эмоциональным было выступление йеменского курсанта Абдулы Мохамеда Ахмеда.
Курсанты Р. Пааль и Д. Береснев от имени всех старшекурсников горячо поздравили своих младших товарищей, пожелали им в короткий срок успешно преодолеть все трудности и упорно добиваться исполнения своей меч ты — стать моряками.
Завершилась церемония торжественным маршем курсантов училища.
Ни холодный порывистый ветер, ни серый ноябрьский день не могли испортить приподнятого настроения молодых курсантов, ведь сегодня они стали полноправными членами дружной курсантской семьи.
Вечером в училище был проведен День первокурсника. Курсанты нового набора встретились с молодежью города. На встречу пригласили учащихся кулинарного техникума и медицинского училища. Веселые конкурсы, игры, праздничные столы с нехитрым, но от души приготовленным угощением, дискотека — все это дополнило праздничную атмосферу.
Этот день надолго запомнится курсантам, ведь получение курсантского билета символизирует преодоление, хоть и маленькой, но все-таки первой самостоятельной ступеньки на пути к рыбацкому мастерству.


В. СТЕПАНОВ, заместитель начальника ТМУ МРХ СССР.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НА СНИМКАХ: А. Лыокене вручает Н. Митюреву билет почетного курсанта и памятный подарок;
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

возложение цветов к мемориалу Маарьямяги.

Фото А. Морского.
Антивоенная манифестация - 29 10 1987
Утром 24 октября, приняв эстафету «Волны мира» от учащихся и преподавателей Дмитровского рыбопромышленного техникума, коллектив Таллинского мореходного училища МРХ СССР принял участие в массовой антивоенной манифестации.
Ровно в полдень под звуки училищного звонка администрация училища, представители общественных организаций, преподаватели, советские и иностранные курсанты собрались на плацу училища. Участники митинга выразили горячую поддержку миролюбивому внешнеполитическому курсу Коммунистической партии Советского Союза и Советского правительства, заявили о своей приверженности делу мира, демократии и прогресса.
От имени советских курсантов выступил курсант радиотехнического отделения О. Курапов. Он видел войну своими глазами, был свидетелем гибели многих юношей до конца преданных интернациональному долгу. По предложению О. Курапова минутой молчания почтили память курсантов С. Козинца и У. Вареса, геройски погибших при исполнении интернационального долга в Демократической Республике Афганистан.
С большим интересом слушали собравшиеся выступления иностранных курсантов — представителей Народной Демократической Республики Йемен и Народной Республики Мозамбик. Они говорили о важности ликвидации всех видов оружия массового уничтожения, исполнили песни о мире народов своих стран.
От имени коммунистов училища выступил секретарь партийной организации ТМУ В. Абих. В обращении к комсомольцам и молодежи училища, которое он зачитал, — призыв отличной учебой и примерной дисциплиной вносить достойный вклад в борьбу за безъядерный мир.
Единодушно принято решение о передаче эстафеты «Волны мира» всем мореходным училищам Западного бассейна и морскому училищу польского города Свиноуйсьце, с которым уже давно поддерживаются дружеские связи. В Польшу направлена приветственная телеграмма.
Завершился митинг сожжением символической ядерной ракеты. Курсанты выразили уверенность, что активная борьба миролюбивых сил за обуздание гонки ядерных вооружений принесет желаемый результат, и именно им, представителям молодого поколения, доведется принять участие не в символическом, а в практическом уничтожении всех видов вооружений.

В. СТЕПАНОВ, заместитель начальника Таллинского мореходного училища МРХ СССР по политработе.
В бюро парткома объединения - 27 10 1987
Состоялось очередное заседание бюро партийного комитета, на котором обсуждался вопрос о готовности Таллинского мореходного училища МРХ СССР к новому , 1987-1988 учебному году и осенне-зимнему периоду.
Бюро парткома, начиная с июля 1986 года, трижды рассматривало этот вопрос, где основное внимание уделялось ходу капитального ремонта общежития, созданию нормального ремонта общежития, созданию нормальных условий быта и отдыха курсантов. Заместителю генерального директора Д. Усанову и начальнику училища А. Лыокене было предложено принять меры к устранению отмеченных недостатков, осуществлять строгий контроль за ходом ремонтных работ и обеспечить сдачу объектов в срок. На текущий момент администрацией объединения, руководством и партийной организацией ТМУ проделана определенная работа по выполнению постановлений бюро парткома: силами ремонтно-строительного управления и энергомеханического цеха объединения сделан ремонт здания и помещений общежития курсантов, сданы в эксплуатацию камбуз и столовая, система отопления здания, проведен ремонт пожарной системы. В октябре планируется завершить ремонт медблока и санузлов, устранить неисправности в системе отопления, за девять месяцев т. г. освоено 163 тысячи рублей (при годовом плане 150 тысяч).
Вместе с тем, несмотря на принятие руководством и партийной организацией училища различного рода решений, протоколов и постановлений, назначения более десятка ответственных лиц за их выполнение, в училище не удалось обеспечить действенный контроль за ходом работ, наладить должное организационное и политическое обеспечение ремонта, выполнить в срок постановление бюро парткома.
За период ремонта отмечались неоднократные случаи порчи отремонтированных помещений и туалетов, выхода из строя систем канализации и покрытия крыши общежития (что привело к затоплению части комнат и камбуза, порче стен, потолка и оборудования камбуза), из-за отсутствия грамотной эксплуатации пришла в негодность пожарная система здания. Руководство училища не смогло вовремя обеспечить вновь принятых курсантов всем обмундированием, отрицательно сказалось и длительное отсутствие начальника училища (он находился на летней морской практике курсантов). Отмечены также отсутствие делового контакта с администрацией объединения, несогласованность графиков ремонта, некомпетентность в решении хозяйственных дел и другие недостатки.
Бюро парткома признало работу руководства и партийной организации (секретарь партбюро В. Абих) ТМУ не в полной мере соответствующей требованиям постановления бюро парткома.
Учитывая, что А. Лыокене уже ранее предупреждался о партийной ответственности за должное обеспечение подготовки училища к учебному году и осенне-зимнему периоду, бюро парткома объявило ему выговор, а секретарю партбюро В. Абиху указано на недостатки в этой работе. Бюро обязало коммунистов Д. Усанова, А. Лыокене, В. Абиха и заместителя начальника ОКСа В. Вашаркина принять необходимые и действенные меры для устранения отмеченных в постановлении недостатков.