0 RSS-лента RSS-лента

Пара историй из практики

Автор блога: ТМУРП
ДИСЦИПЛИНА – ЗАЛОГ КАЧЕСТВЕННОЙ УЧЕБЫ - 19 03 1986
В. И. Ленин завещал нам: «Там, где больше организованность, выше дисциплина, там больше успехов, там больше побед». И это подтверждается шагами в социалистическом соревновании между отделениями Таллинского мореходного училища рыбной промышленности СССР. Более высокая дисциплина курсантов судоводительского отделения явилась залогом высоких показателей в их учебе. Лучшей группой в училище в течение первого семестра 1985-86 учебного года признана С-269 судоводительского отделения. Кропотливая работа руководителей отделения и прежде всего заместителя начальника отделения по политработе Г. Нетробчука по воспитанию курсантов в духе высокой сознательности, по поддержанию дисциплины, вовлечению в творческое овладение учебной программой дала положительные результаты,
Выполнение требований «Положения о высших инженерных морских и мореходных училищах МРХ СССР» и «Правил внутреннего распорядка и организации службы в высших инженерных и мореходных училищах МРХ СССР» является основным кодексом дисциплины курсантов. Несоблюдение моральных норм, изложенных в этих регламентирующих документах, и нарушение правил социалистического общежития несовместимы со званием курсанта.
Увы, иногда все еще имеют место нарушения правил ношения формы одежды, самовольный уход из училища, несоблюдение распорядка дня. Административно-преподавательский состав училища принимает решительные меры к их устранению. Так, за последнее время в училище активизировалась работа педагогического совета по применению мер воспитательного воздействия к нарушителям дисциплины Только на двух последних педсоветах обсуждены персональные дела 6 курсантов, склонных к нарушению правил поведения, Изжиты случаи употребления курсантами спиртных напитков. На это повлияло применение командно-преподавательским составом самых крутых мер вплоть до исключения из училища,
Наша задача — создать еще более нетерпимую атмосферу по отношению к нарушителям-
К сожалению, иногда приходится прибегать и к помощи комиссии по делам несовершеннолетних при Октябрьском исполкоме Совета народных депутатов.
Полностью изжить нарушения внутренней дисциплины курсантов — это не только отвечает требованию времени, но и значительно помогает улучшить качество обучения.


Г. ОТПУЩЕННИКОВ, начальник ОРСО ТМУРХ СССР.
ТМУРП 0 Нет комментариев
ЖДЕМ СМЕНУ! - 19 03 1986
"Ускоренники", так называют в Таллинском мореходном училище Минрыбхоза CCСР группу курсантов-судомехаников, которые до этого длительное время работали мотористами на судах "Эстрыбпрома", и обучающихся теперь по ускоренной программе. Как и всякое новое дело, создание учебной группы было делом нелегким. Что скрывать, пришлись поломать голову над созданием такой группы сотрудникам ОПТОК и отдела кадров. Сейчас закончен первый из четырех семестров. Можно подвести итоги этого, прямо говоря, трудного начала.
Ядро группы - это коммунисты Григорий Белоног, Анатолий Илиенко, активисты Валентин Шульга, Михаил Иванов, Василий Музыка, Николай Бодылевский. Это они помогли сформировать, а затем сплотить группу, нацелить на учебу. В целом группа характеризуется серьезным отношением к учебе, к овладению своей специальностью. Большой перерыв в учебе (в среднем около 10 лет) поставил в тяжелое положение курсантов и преподавателей. Но труд, усидчивость, вера в себя помогли преодолеть то, что казалось непреодолимым. Закончена сессия. Курсант В. Шульга сдает все экзамены на "отлично», В. Колоярский и В. Карежин из колхоза «Маяк» получают только хорошие и отличные оценки. С таким же успехом закончил семестр старшина группы Г. Белоног. Хорошую успеваемость показали Н. Бодылевский, А. Илиенко, П. Катан, О. Калликорм, В. Музыка, А. Прокопец, В. Явтушенко и другие.
Много добрых слов следует сказать о тех преподавателях, которые, не считаясь с личным временем, много внимания уделили курсантам группы ускоренного обучения. По утрам, за час до начала занятий можно было увидеть курсантов, которые дополнительно занимались по таким трудным и давно забытым предметам, как математика, английский язык, у Э. Стульевой, Е. Смирновой, Л. Рулевой. И после окончания классных занятий курсанты получала консультации у преподавателей Ш. Ароновича и Ю. Ровинского. «Ускоренники» выполнили часть работ по совершенствованию учебно-материальной базы судомеханического отделения. Курсанты В. Шульга, Н. Бодылевский, В. Музыка, О. Калликорм,, В. Явтушенко оборудовали несколько учебных мест в кабинете «Курсовое проектирование». По инициативе курсанта П. Катана завезены и обрабатываются детали судовых механизмов для учебных целей.
Постигая давно забытое, много времени затрачивая на общественные мероприятия, курсанты-«ускоренники" должны были думать и о собственных семьях — воспитывать детей, помогать женам, а иногда, несмотря на материальную помощь объединения, и подрабатывать. Здесь потребовались выдержка, настойчивость, умение правильно сочетать учебу с работой.
Итак, начало положено. Хочется выразить надежду, что благодаря усилиям курсантов-«ускоренников», а также всего коллектива училища, рыбопромысловый флот республики получит в 1987 году хорошее пополнение специалистов-судомехаников.


М. БЛИТШТЕЙН, начальник судомеханического отделения;
Н. ГОРБУНОВ, председатель предметной комиссии судомеханического отделения;
А. ЧЕТВЕРИКОВ, преподаватель, секретарь партийной организации отделения.


Когда материал готовился к печати, мы получили дополнительную информацию из отдела ОПТОК: — В предсъездовских документах и материалах XXVII съезда KПCC немало внимания уделяется техническому прогрессу и повышению профессионального уровня работающих на производстве. Эти процессы взаимосвязаны. Не в стороне от них и наше объединение. Уже идет замена морально и физически устаревших судов на самые современные, которые потребуют и соответствующе подготовленных кадров. Мы призываем мотористов нашего объединения, имеющих общее среднее образование, возраст до 40 лет и работающих на судах по специальности не менее двух лет, обратиться к своим экипажам с просьбой рекомендовать Вас на учебу в Таллинскую мореходку в группу «ускоренников». Направление вы получите в отделе подготовки кадров объединения, а экзамены можете сдавать 20 числа каждого месяца (кроме июня и июля) в училище. А через полтора года учебы Вы придете на суда объединения в должности механика.
ТМУРП 0 Нет комментариев
Уважаемые читатели «Рыбака Эстонии» - 19 03 1986
Эта полоса подготовлена корпунктом газеты в Таллинском мореходном училище Минрыбпрома СССР. Ее материалы рассказывают о проблемах и вопросах, связанных с подготовкой молодой смены для рыбной промышленности республики.
У нынешних тружеников рыбной промышленности республики есть немало точек соприкосновения с училищем. Многие из них сами вышли из стен нашего училища, думается, со многими коллектив училища встретится в ближайшие годы как с участниками ускоренных курсов подготовки специалистов, начавших работу в нынешнем учебном году.
Несомненно, читателям газеты будет интересно подробнее узнать о жизни Таллинского мореходного училища Минрыбпрома СССР.
Училище живет напряженной жизнью и во многих отношениях стоит на переломном этапе организации учебно-воспитательной деятельности. Новые задачи ставят перед нами решения XXVII съезда партии. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Эти задачи предусматривают и решительное повышение учебной дисциплины, и постановку учебного процесса па основу самой современной учебно-производственной базы, и организацию взаимных отношений с предприятиями-шефами на новой основе.
Вся эта работа направлена на то, чтобы в текущем году, через год, через два рядом с вами встал товарищ, знающий свое дело, коллега, на которого можно положиться.
Груд рыбака — нелегкий труд. И хотя в помощь ему с каждым годом приходят все новые машины, механизмы, приспособления, его работа, особенно в море, требует особой выдержки, оперативных решений, порой настоящего мужества, и, конечно же, сознательного преодоления трудностей и неудобств морских будней. Именно поэтому уже сейчас необходимо нам готовить будущих специалистов морально к тому, что ждет их па трудовом поприще: подсказывать, давать советы, делиться накопленным опытом. И сегодня мы обращаемся с просьбой ко всем читателям «Рыбака Эстонии»: выскажите на страницах газеты предложения о том, как лучше готовить молодые кадры, какие необходимо внести поправки в организацию практики?
Надеемся, что, открывающаяся полоса, станет надежным помощником в деле воспитания достойной смены, поможет лучше, интереснее организовать учебный процесс в нашем училище.

А. ЛЫОКЕНЕ. начальник ТМУ МРХ СССР.
ТМУРП 0 Нет комментариев
ВОСПИТАТЬ ПАТРИОТОВ - 05 02 1986
Мы — интернационалисты

В ВОСПИТАНИИ УЧАЩЕЙСЯ молодежи значительное место занимает патриотическое и интернациональное воспитание. Утверждение в сознании молодого поколения идей советского патриотизма и социалистического интернационализма, гордости за страну Советов, за нашу Родину, готовности встать на защиту завоеваний социализма, было и остается важнейшей задачей,
Интернациональное воспитание курсантов в Таллинском мореходном училище Минрыбхоза СССР осуществляется комплексно. В организации этой работы командование, преподавательский состав, партийная, комсомольская и профсоюзная организации училища ставят своей целью дать укрепить в сознании учащихся основные принципы пролетарского интернационализма, воспитать чувство дружбы народов, создать личность, глубоко осознавшую свою причастность к новой исторической общности людей — советскому народу.
Пристальное внимание, уделяемое коллективом училища вопросам интернационального воспитания, обусловлено еще и тем, что на его четырех отделениях обучаются не только представители более двадцати национальностей страны, но и иностранные граждане из Народной Демократической Республики Йемен, Республики Гвинея-Бисау, Лаосской На родной Демократической Республики и других развивающихся государств. Основой интернационального воспитания курсантов является изучение общественных предметов, в ходе которого молодежь овладевает основами марксизма-ленинизма, ленинским теоретическим наследием по национальному вопросу. Успеваемость по общественным наукам составляет в целом по училищу более 99 процентов. В подавляющем большинстве курсанты успешно сдают экзамены по общественным дисциплинам.
С целью формирования прочных знаний, стойких убеждений и активной жизненной позиции курсантов в процессе обучения большое значение придается освещению наиболее ярких исторических событий и факторов последовательного осуществления нашей партией и государством ленинской национальной политики, подчеркивается жизненность идей пролетарского интернационализма, верность которым обеспечила невиданный расцвет всех советских республик.
Одной из форм углубления знаний теории марксизма-ленинизма стали конкурсы творческих работ курсантов, в которых в течение каждого учебного года принимает участие свыше половины всего курсантского состава. Цикловая комиссия общественных дисциплин при разработке совместно с комитетом комсомола тематики творческих работ большое внимание уделяет вопросам интернационализма, истории революционной борьбы эстонского и русского пролетариата, за власть советов, участию народов нашей страны в построении коммунистического общества. Работы, как правило, выполняются с использованием местного краеведческого и исторического материала, архивных документов.
Широкий национальный состав курсантов учитывается при планировании и проведении мероприятий как в рамках учебной, так и во внеклассной работе. Проведение совместных мероприятий, которое широко практикуется в училище, облегчается тем, что курсанты всех национальностей, в том числе и иностранцы, живут все вместе, в одних ротных помещениях и постоянно общаются между собой. Иностранные курсанты принимают активное участие во всех проводимых в училище мероприятиях — субботниках, тематических вечерах и др. В свою очередь советские курсанты — непременные участники всех праздничных мероприятии, посвященных знаменательным датам развивающихся государств Азии и Африки.
В системе интернационального воспитания учащихся видное место занимают клубы интернациональной дружбы, которые имеются во многих учебных заведениях республики. К сожалению, в училище эта работа только начинается: решен вопрос о выделении специального помещения для интерклуба, заказана мебель для него, избран и начал работу совет интерклуба во главе с президентом — курсантом судоводительского отделения А. Суйтсом, В ближайшем будущем, после решения всех организационных и хозяйственных вопросов, планируется сделать интерклуб в комплексе с нашим музеем—центром всей интернациональной и контрпропагандистской работы в училище.
Большое воспитательное и познавательное значение имеет и организованная в начале 1984/1985 учебного года переписка курсантов со сверстниками из братских республик и социалистических стран.
Важным элементом воспитательной работы является и непосредственное общение учащихся с носителями боевых и трудовых традиций, прославленными ветеранами революции, партии, войны и труда, проведение тематических вечеров, викторин, олимпиад, фестивалей дружбы народов, субботников, митингов и других акций солидарности.
Всего за 1984/85 учебный год в училище проведено 52, а за первый семестр 185/86 учебного года — 28 подобных мероприятий. Наиболее масштабными и значительными из них были: патриотическая акция Ленинского комсомола «Равнение на знамена Победы», проведенная в марте 1985 года при непосредственной помощи комитета комсомола объединения «Эстрыбпром», массовый антивоенный митинг в ходе Недели действий за разоружение. Состоялась серия встреч с ветеранами войны и труда объединения «Эстрыбпром", в том числе с Героем Социалистического Труда Ф. Таммом.
Своеобразным подведением итогов работы по интернациональному воспитанию за год стал традиционный вечер интернациональной дружбы, проводимый в канун годовщины образования Советского Союза. Задуманный несколько лет назад и проводившийся до 1984 года как вечер английского языка он и сейчас организуется большими энтузиастами своего дела преподавателями английского языка Е. Володкович, И. Егоровой и Л. Рулевой.
Проведен такой вечер и в прошлом году, Кроме советских и иностранных курсантов, в нем приняли активное участие и учащиеся подшефной 53-й средней школы Таллина.
Проведению вечера предшествовала большая подготовительная работа, в которой были задействованы курсанты всех четырех отделений училища. Особенно отличились будущие радиоспециалисты И. Василевская, Р. Сергеева, Д. Лычаков, И. Демидовец, К. Рывкин, будущий судоводитель А. Шевлюга, механик Е. Агеев и В. Савченко, будущий технолог Н. Акимов. Это они оформили зал, подготовили пригласительные билеты, нарисовали веселые и серьезные лозунги, обращения, плакаты. Хорошо помня большой успех подобных вечеров в прошлом, его с нетерпением ждали и курсанты, и преподаватели. И вот назначенный час наступил... В фойе главного корпуса гостей встречают курсанты дежурного взвода (группа С-170) во главе с курсантом И. Сидоренко. Главная задача дежурного взвода — следить за порядком, встречать прибывающих гостей, а после окончания вечера — убрать и привести в порядок зал, фойе и коридоры. Насыщенная программа вечера включила в себя русские, украинские, эстонские, молдавские и греческие песни в исполнении курсантов судомеханического отделения В. Порошина и А. Лийвамяги, фортепьянные миниатюры, исполненные будущим технологом С. Карцевой, литературную композицию о Родине, подготовленную курсантами-судоводителями I курса.
С большим интересом участники вечера встретили выступление танцевальной группы в составе курсантов I курса технологического отделения и девушек 53-й средней школы, которые исполнили три танца — сибирский, белорусский и узбекский, красочные национальные костюмы, хорошая техника исполнения — все это очень понравилось зрителям, и они долго не отпускали танцоров со сцены. Ярким было и выступление группы девушек, продемонстрировавших спортивные танцы.
Надолго запомнят участники вечера и песни в исполнении Э. Шакурова, и выступления курсантов из Йемена и Мозамбика, покоривших своеобразием национальных танцев и исполнением песни «катюша», кстати, после выступления на вечере иностранные курсанты получили предложение представить йеменский праздничный танец и песню «катюша» на республиканском конкурсе политической песни. И, надо сказать, они выступили там весьма успешно, заняв почетное третье место.
Вечер, как обычно, прошел на высоте, чему во многом способствовала умелая работа ведущих — курсантов радиотехнического отделения И. Тамберга и Э. Шакурова, и хорошее свето-звуковое оформление, организованное диско-ром училища — курсантом В. Злобиным. Побольше бы таких вечеров — таково мнение всех его участников. Заурядная дискотека, проходившая обычно скучновато, ничем не отличаясь от обычных «танцулек», приобрела здесь особенную окраску и, главное, полезность, будучи совмещенной с вечером интернациональной дружбы. Здесь есть над чем подумать и организаторам художественной самодеятельности, и руководству клуба училища, и комитету комсомола. Отмечая определенные успехи в становлении интернациональной зрелости нашей молодежи, необходимо, однако, отметить, что сделано еще далеко не все. Работу по интернациональному воспитанию необходимо совершенствовать ежедневно и повсеместно, стремиться к тому, чтобы каждый преподаватель, а тем более преподаватель-общественник классный руководитель, командир роты проявляли максимум активности в работе с курсантами, постоянно изыскивая новые формы и методы.
В целях углубления содержания деятельности по интернациональному воспитанию как основной части коммунистического воспитания молодежи средних специальных учебных заведений, в том числе и мореходных училищ, необходимо сосредоточить внимание на усилении пропаганды непримиримости двух идеологий, классового подхода к оценке общественных явлений. В этих целях необходима разработка методики оперативного политического информирования учащихся, в том числе ведения контрпропаганды как основной части общей методики коммунистического воспитания молодежи техникумов и училищ.
В постановлении июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС было подчеркнуто, что воспитание советских людей в духе социалистического интернационализма надо вести широко, настойчиво, в органической связи с патриотическим воспитанием, выступать с позиций партийной принципиальности и непримиримости к любым проявлениям национальной ограниченности или национального нигилизма, бережно относиться к чувствам и достоинству людей всех национальностей. И коллектив преподавателей и сотрудников училища в тесном сотрудничестве с широкой общественностью призваны внести, и вносят достойный вклад в решение этих ответственных задач.

В. СТЕПАНОВ, заместитель начальника Таллинского мореходного училища Минрыбхоза СССР по политработе.
Для будущих капитанов - 03 02 1986
Учащиеся и преподаватели Таллинского мореходного училища рыбной промышленности в Доме культуры «Строитель» торжественно учредили новую форму в организации досуга и внеклассной работы — клуб будущих капитанов. Его гостями станут опытные капитаны и первые помощники, много лет отдавшие работе в море, передовики социалистического соревнования, лучшие специалисты всех служб объединения. Тему для каждого совместного разговора предложат сами курсанты — участники клуба. Но в главном она будет постоянной — о трудной работе в море, о тех ситуациях, которые преподносит практика, о морально-волевых и организаторских качествах, которые должен выработать в себе будущий руководитель рыбацкого коллектива. Председателем клуба избран преподаватель навигации и лоции, кандидат в члены КПСС С. Милютин. Члены клуба установили контакты с советом молодых специалистов объединения, члены которого вскоре поделятся опытом участия в конкурсах молодых организаторов производства.

В. АБИХ, секретарь комсомольской организации ТМУ.
Кадры — завтрашние, а техника — вчерашняя – 27 01 1986
ЭТО НАНОСИТ УЩЕРБ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ МОРЯКОВ

КОМПЛЕКС учебных и жилых корпусов Таллинского мореходного училища рыбной промышленности (ТМУРП), отметившего недавно свое сорокалетие, рисунком своим напоминает очертания большого корабля, Возможно, это чистая случайность. Но зато все остальное, с чем встречаешься здесь — вахты в коридорах, субординация и сама атмосфера, — сознательно и максимально приближено к флотским порядкам и дисциплине, И все призвано помочь воспитать волевых, крепких духом и телом высококвалифицированных моряков.
Этим же целям, точнее — поискам путей кардинального улучшения воспитания и учебы курсантов служит и эксперимент, проводимый Минрыбхозом СССР и Минвузом страны на базе училища объединения «Эстрыбпром». Задача эксперимента — максимально расширить и укрепить связи училища с крупным промышленным предприятием республики, для которого в основном и готовит оно кадры специалистов.
По условиям эксперимента, ТМУРП введено а состав «Эстрыбпрома» на правах самостоятельной бюджетной организации. Но на объединение возлагается обязанность «активно участвовать в повышении качества подготовки и воспитания курсантов, улучшать материально-техническую базу, поставляя туда современное оборудование, машины и механизмы, материалы в соответствии с заявками училища». Так записано в документе, регламентирующем взаимные обязательства.
Эксперимент начат в июле позапрошлого года и рассчитан до конца 1987 года. Так что прошло достаточно времени для того, чтобы подвести кое-какие итоги, памятуя, что часто успешное начало означает половину успеха.
Напомним, что за четыре десятилетия своего существования училище подготовило немало специалистов, чей труд помог рыбной отрасли республики занять высокие позиции в стране. Десятки выпускников выросли до крупных организаторов производства. Среди них, например, начальник Управления рыбного хозяйства Совета Министров ЭССР А. Нурмес, генеральный директор «Эстрыбпрома» X. Майде, известный технолог, помощник капитана по производству Е. Бичиков и многие другие. Но в последнее время чаще приходилось слышать о другом — о нарушениях выпускниками училища норм морали, правил поведения в инпортах, таможенного режима. Не блещет и профессиональный уровень многих воспитанников ТМУРП. Все это указывало на серьезные недоработки руководителей и преподавателей, сложившуюся в стенах училища нездоровую атмосферу. С таким выводом соглашаются и в самом училище.
— Нельзя серьезно рассчитывать на улучшение воспитания и преподавания в отрыве от дисциплины и порядка. А дисциплина у нас, к сожалению, в последние годы оказалась в загоне, — признает недавний руководитель судоводительского отделения, а ныне военрук училища В. Писарец. Это не замедлило сказаться и на качестве подготовки специалистов. Можно судить по прошлогоднему выпуску судоводителей. Уровень их знаний и практических навыков оказался намного ниже, чем у тех, кто получил дипломы, скажем, пять лет назад.
Заместитель начальника училища по политико-воспитательной работе Валерий Алексеевич Степанов подтвердил: действительно, с дисциплиной и порядком в училище до последнего времени было неважно. Нездоровая моральная атмосфера среди преподавателей, понижение взаимной требовательности моментально отрицательно сказались на поведении курсантов. Все это стало предметом принципиального разговора на собраниях коммунистов училища. Были приняты крутые меры — уволены скомпрометировавшие себя руководители, обновлен и укреплен преподавательский состав, отчислены запятнавшие честь мундира курсанты. Центр всей политико-воспитательной работы перенесен в группы, ближе к людям.
Говоря о позитивных переменах, в училище отметили большую помощь, которую оказали партийный комитет объединения, его службы и отделы. Однако бросается в глаза: среди преподавателей и руководителей групп нет ни одного практика-рыбака с богатым опытом работы на судах флота. А как они нужны здесь! Не случайно комплектация училища такими кадрами, налаживание наставничества названы в качестве первоочередных задач эксперимента. Но об этом как будто забыли.
Ну, а как реализуются положения эксперимента, обязывающие объединение укреплять учебную материально-техническую базу училища?
Пройдемте в кабинеты и лаборатории, взглянем на их оснащение, насколько оно отвечает возросшим требованиям учебных программ.
Знакомство с учебным хозяйством училища, увы, убеждает, что здесь прослеживается та же закономерность, что и на судах: чем дальше и ниже от ходовой рубки (а в нашем случае — от кабинетов судоводительского отделения) — тем беднее, примитивнее образцы приборов и механизмов.
Поднимаемся с военруком во владения будущих капитанов. Вот прекрасно оснащенный кабинет скоростной прокладки курса. Красивые столы с полным набором штурманских приборов — за ними одновременно может заниматься группа из тридцати человек. Смонтировать сложное оборудование помогли специалисты рыболовецкого колхоза «Хийу Калур» и объединения «Эстрыбпром». На уровне сегодняшних требований выглядит и кабинет теории судовождения и технической эксплуатации, хорошо оборудован лингафонный кабинет для изучения английского языка.
Намного беднее — кабинеты радиотехнического отделения. Правда, оборудования и приборов много, но все или почти все — устаревшее.
— Да, можно сказать, — техника вчерашнего дня, — соглашается преподаватель основ электроники, импульсной и вычислительной техники Л. Бычкова. — Радиотехника на судах шагнула далеко вперед, но мы имеем возможность знакомить с ней лишь теоретически — наглядных образцов нет. Или взять информатику. Уж как необходимо ее преподавать! Но остается на мертвой точке из-за того, что нет соответствующей техники.
— Что предпринимается для исправления положения? — спрашиваю у начальника радиотехнического отделения В. Зотова.
— В наших правах и силах одно — подавать заявки н ждать, Что мы и делаем. По эксперименту мы должны получать необходимые пособия, приборы через отдел связи объединения, но сдвигов к лучшему что-то нет.
В. Зотов привел конкретный пример с заявкой на следующий год, которую в объединении «задробили».
— Да, заявка осталась неудовлетворенной, — подтверждает начальник отдела технической подготовки кадров «Эстрыбпрома» Ю. Коротков. — Почему? Запросы чрезмерны, а мы боремся за экономию и бережливость средств...
Конечно, против экономии не возразишь, но вот вопрос на том ли в данном случае экономит объединение?
...В самом плачевном состоянии оказалась материальная база технологического отделения. Попав в давно не знавшие ремонта помещения, невольно вспоминаешь полутемные, сырые и полные шума рыбцехи старых рефрижераторов и траулеров. Полное торжество десятилетиями утверждавшегося порочного взгляда, что технологическая оснастка судов рыбного флота — дело не первой важности. Образцы технологического оборудования здесь — даже не вчерашнего, а позавчерашнего дня. Самое новое учебное пособие
— бездействующая рыборазделочная машина (кстати, несерийная, взятая с выставки).
Пользы от таких «пособий», скажем' прямо, — ноль, а вот укоренению взгляда будущих технологов на свою отрасль, как на нечто второстепенное, они способствуют. А это уже недопустимо. Недопустимо потому, что именно пренебрежение к вопросам обработки рыбы непосредственно на судах, по мнению специалистов, явилось одной из главных причин сегодняшних трудностей флота. В настоящее время положение медленно выправляется
— цехи траулеров и баз насыщаются автоматикой, механизируются процессы рыбообработки, рейсовые задания все больше нацеливаются на максимальный выпуск пищевой продукции. Это — главные ориентиры отрасли, о чем ясно сказано в проекте Основных направлений. Чтобы осуществить намеченное, говорится в этом партийном документе, необходим новый подход к решению всех хозяйственных задач. Именно такому подходу должны учить в училище и будущих специалистов, прививать им вкус к новой технике и технологии, к экономическому мышлению. Нет сомнений, что твердая и последовательная реализация эксперимента помогла бы в этом деле. Но этого-то сегодня и не видно.
Правда, в адрес эксперимента расточается немало реверансов и комплиментов, как в объединении, так и в училище. Но, как гласит пословица, сколько ни повторяй словом «халва», во рту слаще не станет. Нужны дела, а не слова.

Я. МЕЛИКОВ. («Советская Эстония»).
ВЫПУСКНИК 30-го-ЮБИЛЕЙНОГО - ТМУРП 24 01 1986
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

«Профессия моя мне очень нравится. Думаю, что стоит продолжать учебу в КВИМУ...», — так считает выпускник Таллинского мореходного училища рыбной промышленности И. Шлинчак.
Первый выпуск училища 1986 года был не совсем обычным. Это юбилейный 30-й выпуск, по специальности техник-технолог. 44 -молодых специалиста, вольются в семью работников рыбной промышленности. Все они получили необходимый багаж знаний, со временем обретут опыт и мастерство.
С хорошими результатами закончили ребята училище. Двое бывших курсантов получили особый «красный» диплом. Игорь Шлинчак — один из них. Он трудолюбивый и старательный, юноша, любит свою профессию, и думается, что в Клайпеде, где ему предстоит работать, покажет себя настоящим специалистом.

Фото Р. ЭЙНА
ТРИДЦАТЫЙ, ЮБИЛЕЙНЫЙ - 22 01 1986
В коридорах Таллинского мореходного училища рыбного хозяйства непривычная тишина. Каникулы. Но и в это время продолжается учебная жизнь.
14 января 1986 года — эта дата надолго запомнится 44 юношам, которые в торжественной обстановке получили путевку в самостоятельную жизнь — дипломы об окончании ТМУРХ. Теперь они уже не курсанты, а полноправные специалисты рыбной промышленности — техники-технологи.
Технолог на судне — лицо очень важное. От умения и опыта специалиста в огромной мере зависит качество рыбопродукции, выпускаемой промысловым флотом. Для успешной работы училище дает своим питомцам все необходимые знания технологии производства, устройства и работы специального технологического оборудования. Но на плечи молодого человека, только что вышедшего из стен учебного заведения, ложится и огромная ответственность. Технолог на судне возглавляет довольно многочисленный коллектив, состоящий из 20—40 человек. А за каждым из них своя судьба, свой характер. Необходимо подобрать тот «золотой ключик» к сердцам подчиненных, чтобы сложился сплоченный коллектив. В море это играет не последнюю роль. Стать настоящим умелым и чутким руководителем — вот задача, которую предстоит теперь решать каждому молодому специалисту.
Первый выпуск 1986 года для училища не совсем обычный. За 40 лет существования учебного заведения здесь подготовлено более полутора тысяч технологов. Уже в 1945 году был объявлен прием в группу по специальности «технолог». Настоящий выпуск — 30-й, юбилейный.
Специалистов, получивших образование в Таллинском мореходном училище рыбной промышленности, знают и в нашей республике, и за ее пределами; И на этот раз бывшие сокурсники разъедутся по всей Эстонии. С апреля нынешнего года техники-технологи юбилейного тридцатого выпуска ТМУРХ приступят к работе в рыболовецких колхозах «Октообер» и «Хийу Калур», на Пярнуском рыбокомбинате и в колхозе «Пейпси Калур», а также в Клайпедской базе океанического флота и Клайпедской базе тралового флота, в эстонском филиале конторы «Запрыбсбыт». Трое из нынешних выпускников получили распределение в объединение «Эстрыбпром».
Хочется думать, что преподавателям училища не придется краснеть за бывших своих курсантов. Обе группы на государственных экзаменах и на защите дипломов показали неплохие результаты. Экзаменационная государственная комиссия отметила 9 дипломных работ оценкой «отлично». Немало было и хорошистов. Двое ребят — Борис Мороз и Игорь Шлинчак — получили в день выпуска «красные» дипломы. Думается, что из них получатся хорошие специалисты. Оба они намерены продолжать учебу в высшем учебном заведении. Работать им предстоит на промысловых клайпедских судах.
На торжественном собрании, посвященном юбилейному выпуску, преподаватели училища провожали своих питомцев пожеланиями счастливого пути в самостоятельную трудовую жизнь. Училище дало необходимый багаж специальных знаний. Дальнейшее зависит от каждого из ребят. От их старания, добросовестного отношения к делу, от любви к выбранной специальности.

С. ВИКТОРОВА.
ПРОИГРАВШИХ НЕТ! - 16 01 1986
В беседе с Кларой Цеткин В. И. Ленин, размышляя о будущем обществе, говорил: "Молодежи особенно нужны жизнерадостность и бодрость. Здоровый спорт — гимнастика, плавание, экскурсии, физические упражнения всякого рода,— разносторонность духовных интересов, учение, разбор, исследование и все это по возможности совместно!».

ОТЛИЧНЫЕ условия для занятий физической культурой и спортом созданы в Таллинском мореходном училище Минрыбхоза СССР. Здесь имеется прекрасно оборудованный спортивный комплекс: большой спортивный зал, стрелковый тир и специальный зал для занятий тяжелой атлетикой. Для проведения занятий с курсантами и различных спортивных соревнований арендуются также стадион и морская база для шлюпочных занятий.
Хорошей физической подготовке курсантов способствует наличие квалифицированных преподавателей физвоспитания, тренеров, спортивных методистов, которые под руководством заведующего спортивным комплексом У. Сойдла уделяют постоянное внимание дальнейшему развитию и совершенствованию материальной базы.
В училище активно работает 14 спортивных секций с общим охватом около 600 человек. Особой популярностью среди курсантов пользуются секции пулевой стрельбы, плавания, лыжного спорта, легкой атлетики, баскетбола, волейбола.
Большое значение для привития курсантам любви к специальности моряка имеет и проведение занятий по морской прикладной подготовке — прикладному плаванию, спасению утопающего. Только в течение 1984/85 учебного года 161 курсант училища получил звание «Водоспасатель». В стадии решения находится вопрос о создании в училище собственной водноспортивной базы. Материальная база для этого уже имеется — получено несколько скутеров, рассматривается вопрос о получении крейсерской яхты. Большую помощь в развитии материальной базы оказал училищу рыболовецкий колхоз «Сааре Калур», подаривший ему в день празднования 40-летия со дня основания училища три яхты класса «Финн» на общую сумму 8 тыс. руб.
Хорошо поставленная спортивная работа принесла высокие результаты. Они были показаны курсантами и на ежегодной внутриучилищной спартакиаде и на соревнованиях более высокого ранга. Команды училища завоевали призовые места на первенстве техникумов г. Таллина (баскетбол, волейбол, плавание), на первенстве техникумов Эстонской ССР (баскетбол и волейбол); на первенстве мореходных училищ Западного бассейна (баскетбол, морское многоборье, плавание). По организации спортивно-массовой работы в 1984/85 учебном году училище заняло 1-е место среди средних специальных учебных заведений г. Таллина и 7-е место среди мореходных училищ системы Минрыбхоза СССР.
Большое внимание уделяется и развитию туризма, которым в училище активно занимаются около 300 человек из числа преподавателей, сотрудников и курсантов.
Своеобразным подведением итогов спортивной работы в 1985 году стал проведенный в период с 16 по 26 декабря «Тортовый турнир» по 7 видам спорта (баскетбол, волейбол, водное поло, стрельба, плавание, подтягивание и гиревой спорт), в котором приняли участие команды всех учебных групп и сборная команда командно-преподавательского состава. Борьба за первенство была очень упорной, о чем свидетельствует тот факт, что только одной из команд учебной группы радистов 3-го курса удалось завоевать 2 первых места (по стрельбе и подтягиванию). Эта команда и заняла в итоге 1-е место в общем зачете. Второе место заняла команда группы М-223 (механики 2-го курса) и третье — команда группы Т-274 (технологи 2-го курса).
26 декабря в училище был проведен большой спортивный вечер, на котором команды-победительницы были награждены тортами. За активное участие в подготовке и проведении турнира 8 курсантов и 4 преподавателя были поощрены приказом начальника училища.
На вечере, в. котором приняли участие все участники турнира, перед курсантами выступил известный в прошлом спортсмен, заслуженный мастер спорта СССР баскетболист И. Лысов. Большой интерес вызвали показательные выступления дзюдоистов, мастеров спорта СССР П. Сакса, Я. Хейнрооса, Э. Пуккаса, а также молодых боксеров из детской спортивной школы г. Таллина.
Спортивный праздник завершился дружеским чаепитием, во время которого участники соревнования единодушно высказали мнение о том, что в таких мероприятиях, как проведенный «Тортовый турнир», проигравших нет. Победили все, победила дружба, молодость, здоровье. Положено начало еще одной доброй традиции — принято решение проводить такие турниры ежегодно. Не оставлены в обиде и любители настольных игр — на февраль 1986 года запланированы командные соревнования по шахматам, шашкам, «короне» и настольному теннису.
Нельзя, конечно, сказать, что все в организации спортивной работы в училище проходит гладко, «без сучка и задоринки». Однако итоги спортивного года убедительно свидетельствуют о том, что совместно с такими энтузиастами своего дела, как преподаватели К. Саар, И. Рейнола, X. Сулев, руководство училища сможет решить те большие и ответственные задача, которые связаны с дальнейшим совершенствованием физической культуры и спорта.
Училище переживает ныне ответственное время — время реформы.
Долг каждого педагога — способствовать поиску эффективных решений школьных проблем. Предложений и нерешенных вопросов много. Увеличить число уроков физкультуры? Но ведь увеличением числа обязательных занятий можно и отпугнуть подростка от физической культуры и спорта. Как оценивать работу преподавателя физвоспитания по сдаче норм ГТО? По здоровью и физическому развитию курсантов? Как привлечь родителей к пропаганде физической культуры? Каким должен быть учебник по физической культуре и нужен ли он вообще? Почему, наконец, физическое совершенствование осуществляется в основном через физические же упражнения? А где, скажем, культура массажа, закаливания, питания, дыхания, саморегуляции? Но самое главное, на наш взгляд, — как изжить формализм, процентоманию, не всегда нужную «отчетность с выполнением планов» сдачи норм ГТО, что оборачивается порой серьезными нравственными потерями.
Проблем много. Но их решение стоит любых усилий. Ведь физическое совершенство — это и способность к самосовершенствованию, и познание всех «этажей» человеческого организма, и находчивость, и способность выдерживать серьезные нагрузки, и разрядка, и закалка, и встреча с природой, и, наконец, формирование у подростка понимания главного закона нашей жизни — закона товарищества, что особенно важно для подготовки достойной смены командных кадров флота.

В. СТЕПАНОВ, заместитель начальника по политработе Таллинского мореходного училища Минрыбхоза СССР.

Фото Г. ЖЕЛЕЗНОГО.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ВЫСТУПАЮТ ДЗЮДОИСТЫ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ПОБЕДИТЕЛЯМ – ТОРТ
В РАБОТЕ ПОМОЩНИК – 31 12 1987
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

Нужен ли в мореходном училище спорт? Странный вопрос. Конечно, ведь курсанты — будущие моряки. А в море — шторма и работа, и хилому этого не вытянуть. Но еще до работы — практика: и как проверка, и как тренировка. Практика не совсем обычная, на паруснике. И чтобы ее пройти, нужны не только знания, но и соответствующая физическая закалка, спортивная подготовка. И про это тоже не забывают в училище.

ГЛАВНЫЙ ПРИЗ — ТОРТ
Речь пойдет не о конкурсе кондитеров, а о спортивных соревнованиях в Таллинском мореходном училище МРХ СССР. Их-то в шутку и называют — тортовые турниры. Проходят такие турниры, в которых победить не так уж и просто, каждый год. А победителей, как вы уже догадались, награждают тортами.
Соревнования продолжаются не день и не два, а почти весь учебный год. В программе несколько видов спорта, начиная с шахмат и кончая лыжами. Соревнования идут по-возрастающей — вначале внутри рот (а их всего четыре), когда участвуют команды от каждой группы, а затем — уже между ротами. В общем, за год только внутри училища проходит около 32 состязаний, в которых участвует более 250 человек. Победить, действительно, не просто. Ведь во многих командах есть курсанты со спортивными разрядами.
Физкультурой в училище руководит Калле Саар, и организация таких соревнований — целиком его заслуга.
А что же после внутренних соревнований? Следующий этап — городские соревнования среди средних профессиональных учебных заведений. А затем — и республиканские старты.
Кстати сказать, в минувшем году курсанты ТМУ по зимнему многоборью ГТО заняли первое место в городе, а по пулевой стрельбе — третье в республике. Конечно, победить хотят все, иначе сами соревнования теряют смысл. Но их цель не ограничивается только выявлением лучших. Главное — вовлечь в них как можно больше курсантов, чтобы спорт выполнял и свое воспитательное предназначение. В прошлом году в соревнованиях вне училища выступало почти сто человек. А это — немало, и очень хорошо, что даже в городских и республиканских стартах участвует так много ребят. Значит, спорт, соревновательность для курсантов ТМУ Минрыбхоза СССР — это не удел немногих избранных, а прекрасная возможность для многих приобщиться к миру движения и гармонии.
Конечно, спрос с будущих моряков в сфере физкультуры и спорта больше, чем с ребят из обычного техникума — сама специфика нелегкого рыбацкого труда такое предполагает. Вот почему и соревнований у них больше. Кроме городских и республиканских, каждый год проводится также спартакиада мореходных училищ Западного бассейна. Курсанты из нескольких училищ собираются поочередно в каждом городе. Спартакиады, помимо традиционных видов спорта, включают и некоторые другие, так что они имеют свою морскую специфику. Вот почему к этим стартам нужно специально готовиться. Нужно учиться, овладевая премудростями новой для себя спортивной дисциплины.


«САРМАТ» ПОДНИМАЕТ ПАРУСА
Яхта стоит в Пирита, в Олимпийском парусном центре. Ее училищу подарили, правда, не новую, поэтому и поставили на зиму на капитальный ремонт.
Имя яхты — «Сармат». Так назывались древние племена, жившие в Причерноморье. Как знать, увидит ли когда-нибудь «Сармат» эти берега. А пока, переходя в собственность мореходного училища, она прошла лишь от Калининграда до Таллина. Но даже этого небольшого расстояния хватило, чтобы экипаж еще до ремонта успел оценить ее хорошие мореходные качества.
А что потом? Когда придет весна и начнется следующий сезон, спустят на воду почти новую крейсерскую яхту, которой предстоит пройти не одну сотню морских миль, участвовать в гонках и регатах. И первая из них — уже будущей весной: сразу после ремонта «Сармат» отправится в Польшу. «Сармат» — пока единственная крейсерская яхта в училище, но у ТМУ есть еще и несколько небольших яхт — класса «Финн».
Для того, чтобы выйти на яхте в море, одного желания мало. Это все прекрасно понимают. Нужны знания и умения — любая работа здесь требует квалификации.


ВЫБИРАЙ НА ВКУС... СЕКЦИЮ
О «Сармате» мне рассказал заместитель начальника училища по политчасти Валерий Алексеевич Степанов. Он считает: если ребята решили стать моряками, то все, что связано с морем, должно быть им близко. В училище довольно много секций, но именно секции парусного и водно-моторного спорта самые популярные.
Водно-моторным спортом с курсантами занимается чемпион мира и Европы, мастер спорта международного класса Лембит Ааслав-Каасик. В училище неплохая материальная база для этой секции. Ребята участвуют уже во многих соревнованиях, и двое курсантов выполнили нормы кандидатов в мастера спорта.
То, что многие в училище занимаются парусным или водно-моторным спортом, не случайно. И не только потому, что это морские виды спорта. Ведь многие преподаватели ТМУ Минрыбхоза СССР — сами спортсмены или яхтсмены-любители. Во всяком случае, люди знающие. Они могут действительно помочь ребятам, чему-то научить. Да и вообще, когда совпадают интересы, проще найти общий язык...
Но это, конечно, не единственные секции в училище. Практически каждый курсант может найти себе занятие по душе. В училище и многие другие секции тоже хорошие — подводного плавания, по волейболу, баскетболу, футболу, боксу и борьбе самбо. Кстати, перечень этот далеко не случайный. Спортивные увлечения здесь не навязывают, прежде всего, исходят из интересов самих ребят. Каковы они — на этот вопрос помогло ответить анкетирование среди курсантов. Им предложили ответить на вопрос — кто и каким спортом хотел бы заниматься. Конечно, удовлетворить все интересы в стенах самого училища пока нельзя. Поэтому надо предоставить возможность заниматься и в городских секциях. Но все-таки и в самом училище секций тоже немало.
А это возможно потому, что у училища неплохая спортивная база. Есть хороший спорткомплекс. Это — обычный спортивный зал, зал для занятий тяжелой атлетикой, тир, бассейн. А вот своего стадиона пока нет — поэтому курсанты ходят на Детский стадион.
Кроме того, в общежитии оборудованы комнаты со шведскими стенками, простыми снарядами. Хотят там установить и велотренажеры — лимиты на них уже выделены.
В первую очередь все помещения, весь инвентарь предназначаются для занятия курсантов. Но у них не только занятия и тренировки, что называется, по плану — несколько раз в неделю по вечерам залы свободны и предоставляются в распоряжение ребят.
Помещения у училища арендуют и другие организации, ведь спортзал ТМУ Минрыбхоза СССР — один из самых больших в городе. Бассейн училища тоже хороший. И, пожалуй, больше всего этим обстоятельством довольны, те курсанты (а их более двадцати), которые занимаются в секции подводного плавания. Ею руководит председатель профкома Ульяс Сойдла — спортсмен-аквалангист. Зимой — тренировки в бассейне, летом — сборы в южной Эстонии, которая славится своими живописными озерами, В этом году ребята там даже фильм интересный отсняли. Все, кто его видел, рассказывают об этой киноленте с восторгом.
Сейчас У. Сойдла и его воспитанники готовятся к следующему летнему сезону. Правда, в этом году тренировки в бассейне начались несколько позже обычного. В начале, ребята месяц были в колхозе, поэтому учебный год начался у них позже. К этому времени успели привести в порядок спортивный зал. А вот бассейн к началу учебного года подготовить не успели — его ремонт завершился несколько позднее, в середине октября.
И тир тоже не забыли обновить: своими силами сделали текущий ремонт. Единственное «но». — отопление в тире. Для этого необходимо выполнить большой объем земляных работ, что связано с определенными трудностями. Но и этот вопрос тоже сейчас решается.
Одним словом, думается, что у курсантов Таллинского мореходного училища Минрыбхоза СССР неплохие условия для занятий физкультурой и спортом, и этим нужно пользоваться с максимальной эффективностью.

И. ГОЛУБ.