0 RSS-лента RSS-лента

Пара историй из практики

Автор блога: ТМУРП
ОТКРЫТЫЙ РИНГ - 11 04 1991
После капитального ремонта, благодаря поддержке «Эстрыбпрома», председателя профкома Таллиннского морского колледжа У. Сойдла, самих ребят распахнул свои двери зал бокса ТМК.
23 и 24 марта впервые в новом зале проводились соревнования открытого ринга Эстонской Республики. Наряду с многократно выступающими боксерами в соревнованиях приняли участие начинающие спортсмены, совсем юные ребята. Глядя на них, так хочется верить в возрождение былых традиций и славы эстонского бокса.
Молодых участников пришли приветствовать все ветераны этого вида спорта в республике. Прибыл и гость из Финляндии — бывший чемпион Европы Олли Мяки.
Соревнования прошли в переполненном зале, несмотря на скудность рекламы. Среди 70 участников были и дети работников «Эстрыбпрома", которые поддерживают развитие этого спорта. Школьник Николай Базаров и студент ТМК Александр Попов заняли почетные вторые места. Особо интересная ситуация сложилась между участниками в весовой категории до 71 килограмма А. Поповым и спортсменом из Синди: бой велся жестко, с большой волей к победе. В итоге судьи вручили переходящий кубок А. Попову как лучшему боксеру Таллиннского морского колледжа.
Открытый ринг стал для многих первой ступенью мужества, которую они преодолели: бокс, как известно, спорт сильных и смелых ребят.

В. МОРГУН,
тренер Таллиннского морского колледжа.

На снимках:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

«Сейчас я его...» (слева — А. Попов)
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В перерыве между раундами (тренер — В. Моргун)
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

«Совсем, как мы когда-то...» (бывшие профессиональные боксеры Р. Турья, О. Мяки (Финляндия) и В. Каунисмяги) - ТМК 11 04 1991

Фото И. ХМЕЛЕВА.
ТМУРП 0 1 комментарий
ПОД НОВЫМИ ЛИ ПАРУСАМИ ? - 28 03 1991
На днях мне попался на глаза экземпляр нашей рыбацкой газеты за 31 января прошлого года, где опубликована беседа с руководством Таллиннского морского колледжа. Естественно, интервью меня заинтересовало: до недавнего времени мы были, так сказать, в одной упряжке — занимались реорганизацией мореходного училища в колледж, к тому же не один год знаю инициативный, напористый характер директора Арне Фридриховича Лыокене и думающего (если хотите — «мозговой центр»), с солидным педагогическим опытом, постоянно стремящегося к его расширению и изучению всего нового в методике обучения, — заместителя директора Георгия Андреевича Нетробчука. Не претендуя на бесспорность и справедливость всех своих размышлений, я приглашаю читателей к обсуждению высказанных в интервью положений и взглядов.

Перелом нынешнего экономического состояния страны невозможен без коренной перестройки в образовании различных уровней квалификации. Согласен и с тем, что экономия на профессиональной учебе оборачивается значительными потерями, а скупой будет вынужден платить дважды. Безусловно, и то, что всякое новшество на пути к признанию проходит три ступеньки: сначала говорят, будто этого не может быть, потом — в этом что-то есть, и наконец — кто же этого не знает? Наш колледж сейчас уже с первой ступеньки переместился на вторую: сделано много в организационно-структурном плане. Однако всерьез хозяйственные и финансовые руководители объединения и сторонних организации не будут вести разговор до первых выпусков по программе колледжа (а не училища) и отработки с вузами условий передачи выпускников колледжа по договору для продолжения образования.
Но что уже сделано на сегодняшний день? Это в интервью не показано. Вызывает недоумение, если не сказать больше, как наш выпускник «за один год учебы в КВИМУ получит высшее инженерное образование»? Сегодня выпускнику мореходного училища требуется иметь рабочий диплом по специальности и три с половиной года учебы в КВИМУ. Конечно, за счет разработки сквозных учебных планов возможно сократить время пребывания в высшем мореходке; но не в три же раза.
Арне Фридрихович называет значительное количество учебных заведений за рубежом, с которыми установлены прямые связи, но ничего практически не говорит о внедрении их положительного опыта у нас. Возможно, это коммерческая тайна? Во всяком случае, участников беседы можно понять так: одних студентов отправим за рубеж в учебные заведения, других — на практику на верфи, где строят суда для «Эстрыбпрома», «чтобы владеть техникой абсолютно» (а за время эксплуатации и ремонта в объединении этого достичь никак нельзя?), третьих — пошлем на тренажеры и т. д. Поймите, никто не против развития контактов, но нельзя браковать и хаять все отечественное. Получается парадокс: иностранцы едут получать необходимые практические навыки на радиолокационном тренажере электрорадионавигационного комплекса нашего объединения и на УТС «Коралл» — решать вопросы борьбы за живучесть судна, а наших студентов (вместе с руководителями) не дозовешься.
Приветствуя как положительный фактор возможности изменять учебные планы в зависимости от потребности производства по согласованию с объединением «Эстрыбпром», высшими учебными заведениями, с которыми установлено колледжем сотрудничество, и изменение системы планирования приема студентов — по договорам с предприятиями, для которых осуществляется обучение, — нельзя согласиться с тем, что в колледже продолжает существовать прежнее, порочное отношение к студенту (бывшему курсанту). Руководящие работники по-прежнему гоняют студентов по базовым предприятиям, направившим молодых людей на учебу, в поисках места для размещения на практику или выпрашивания денежных сумм для поездки на стажировку за рубеж. Думается, это функции штатных работников колледжа. Что вразумительного может сказать будущий бакалавр по внешнеэкономическим связям, не видя учебного плана, не зная продолжительности и цели стажировки в Англии. Как можно вести переговоры о финансировании такого мероприятия? Какая требуется сумма? В какой валюте? (В скобках заметим, что среди студентов факультета «международные экономические отношения» ни одного капитана или других судоводителей нет. Видимо, следует организовать повышение знаний на курсах Учебного, центра «Эстрыбпрома»).
Вызывает одобрение расширение связей с зарубежными учебными заведениями, подготовка к открытию научного центра по морской экологии и рыбоводству. Но не является ли это журавлем в небе? Смотрите сами: в колледже создана лаборатория судомеханического отделения, а программные лабораторные работы будущие механики проходят на УТС "Коралл»; до сих пор еще не решен вопрос привития первоначальных навыков в слесарных, токарных, газоэлектросварочных работах с использованием своей собственной мастерской: пока мало студентов вовлечено в систематические занятия водными, прикладными, техническими видами спорта (подводный, водномоторный, судомодельный и др.), которые помимо физического здоровья дают дополнительный импульс в становлении будущих специалистов флота. Можно приводить и другие примеры из жизни колледжа. Главное, к чему призываю — обратить самое пристальное внимание к использованию внутренних резервов: устранению недостатков и решению своих проблем!
Интересная мысль высказана Георгием Андреевичем: «перевести все подразделения колледжа на внутрихозяйственную аренду». Но для этого следует отработать договор об аренде собственности Минрыбхоза и объединения коллективом колледжа. Такого договора нет. А без него нельзя предоставлять подразделениям право самостоятельного решения вопросов. Так же пора от слов переходить к делу в вопросах привлечения к педагогической деятельности лучших капитанов, старших механиков и другого комплавсостава «Эстрыбпрома". Колледж должен дать конкретные предложения начальникам служб (отделов) управления о темах и сроках выступления представителей производства.
И наконец — финансовые вопросы. Очевидно, сейчас никаких спонсоров, желающих «выделить пару миллионов долларов», не найти — у самих мест приложения предостаточно. Что же делать? Надо поступать так, как в больших семьях: собираются и решают, что и в какой последовательности приобретать. Коллектив колледжа должен сам решить, на что и куда тратить денежные средства, выделяемые для подготовки заказанных специалистов. Ведь только «Эстрыбпром» до 1990 года (включительно) ежегодно утверждал сметы по 1.7-1.9 миллиона рублей. Надо думать, и другие организации помогают создавать бюджет. Если государство действительно должно давать 60 процентов дотации — обратиться в Минпрос Эстонии, нормативные акты которого используются колледжем. И, конечно, нельзя больше допускать ошибок, как в прошлом, при заключении договора с Казанским НИИ на разработку учебной документации.
Еще раз хочу подчеркнуть, что мое высказывание на страницах рыбацкой газеты имеет цель помочь дружному коллективу морского колледжа.

Ю. Коротков,
сотрудник учебного центра объединения «Эстрыбпром».
...И ПРО СПОРТ НЕ БУДЕМ ЗАБЫВАТЬ – 14 06 1990
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Прежде чем начать свой рассказ о сегодняшнем спортивном дне колледжа, мне бы хотелось оглянуться в недалекое прошлое.
Спортивная жизнь Таллиннского мореходного училища рыбной промышленности (такое название раньше носило наше учебное заведение) значительно оживилась в 1973-1974 гг., когда курсанты и преподаватели своими силами построили плавательный бассейн, зал тяжелой атлетики и стрелковой тир. И не случайно поэтому физкультура и спорт стали гораздо популярнее среди курсантов: ведь если есть хорошая база, то энтузиазму и увлеченности тоже гораздо лучше живется. Мы принимали участие в городских и республиканских соревнованиях среди среднетехнических учебных заведений более чем по 10 видам спорта.
Курсанты особенно увлекались спортивными играми. Волейбол был на первом месте. Пригласили к себе тренером чемпиона СССР по волейболу и тогдашнего старшего тренера ДСО «Калев» С. Дилаторского. Настоящий специалист волейбола и энтузиаст своего дела, за короткое время он вывел команду училища на высокое место среди молодежных сборных; да и сильнейшим взрослым сборным будущие рыбаки оказывали достойное сопротивление. Кстати сказать, много лет играли в команде ТМУ и иностранные курсанты — по особому разрешению спорткомитета.
С волейболом по популярности мог, пожалуй, конкурировать только бокс. Тренировал курсантов многократный чемпион республики Р. Паюр. Первенства училища были всегда настоящими праздниками, продолжались несколько дней и собирали около ста участников.
Высокое мастерство демонстрировали наши курсанты также в плавании, стрельбе и легкой атлетике. Во всех этих видах ТМУРП успешно выступало на спартакиадах республики.
И все же особое внимание в училище в те годы уделялось специальному прикладному виду спорта — морскому многоборью. Тогдашний начальник училища В. Морозов и командир роты А. Белобородов приобрели для училища четыре больших шлюпки, на которых курсанты ежедневно обучались гребле и навыкам ходьбы под парусами. С увлечением тренировались и соревновались не только курсанты, но и преподаватели, работники училища — тренеры никому не отказывали. Кстати, парусный материал и весла покупали за свои личные сбережения.
Еще и по сей день в нашей памяти очень ярки воспоминания о тех днях; в беседах с жителями района Пирита и ветеранами общества ОСВОД всегда вспоминаются прекрасные далекие дни, когда неотъемлемой частью речного и морского пейзажа в Пирита были гребные шлюпки с командами молодых парней в матросских тельняшках. И такой морской праздник был ежегодно, начиная с мая и по позднюю осень.
В начале восьмидесятых годов ушел из училища заведующий отделом физвоспитания Ф. Иосеп — ему училище до сих пор очень благодарно за проделанную работу. К сожалению, позже такой оживленной и радостной спортивной жизни, как в те времена, в училище уже не было.
Исключили бокс — как «неинтеллектуальный вид спорта »; прекратили свое существование тяжелая атлетика, легкая атлетика. В волейбол и баскетбол, правда, еще немного играли, но уже не было желания показать себя, победить. Спортивные секции работали лишь в плане общеоздоровительных мероприятий.
Некоторое оживление в спортивной жизни пришло с переменой состава руководства. Организовали секцию по водно-моторному спорту, руководителем которой стал мастер спорта международного класса Л. Каасик. Атлетическую гимнастику, довольно популярную тогда, сначала возглавлял А. Литвинцев, а позже — многократный чемпион Эстонии А. Баринов.
Что же касается сегодняшнего дня, то работают секции спортивных игр, бокса, плавания, стрельбы. Каждый год профсоюзный комитет организовывает курсы аквалангистов для 40 курсантов.
Хорошей традицией стали ежегодные лыжные дни в Нэлиярве, Вийтна; спуски аквалангистов под воду на озерах в Раквереском районе.
И все же с грустью приходится констатировать, что, несмотря на усилия, желаемых успехов пока нет. С изменением структуры и ста туса училища появилось серьезное желание сломать безразличие спортработников. Организован клуб культуры и спорта, которым руководят платные полит- и спорт-работники. А финансирует работу клуба кооператив спортивных услуг «Мере-поэг».
Сейчас, на мой взгляд, главная задача для клуба — привлечь как можно больше курсантов к занятиям физической культурой и спортом, и при этом не забывать о мастерстве. Запланированы занятия по 12 видам спортивных дисциплин, участие во всех соревнованиях в Таллинне, республиканских и на первенство «Эстрыбпрома». По мере возможностей, пытаемся установить связи и с соседями. Так, в конце осени минувшего года в Таллинне состоялась первая матчевая встреча между командами нашего колледжа и морского колледжа финского города Котка — побратима Таллинна. Наши курсанты выиграли матч по волейболу, а вот у баскетболистов первенствовали гости. Поэтому переходящий Кубок и отправился в Котка. В начале апреля мы выезжали в Котка с ответным визитом. В программу мини-спартакиады включили и плавание — теперь этот «фирменный» вид спорта будущих моряков стал основным в программе. Кроме того, с 30 марта по 1 апреля в Таллинне в нашем колледже проходил международный турнир но боксу.
Одним словом, сейчас в ТМК многое делается для того, чтобы физкультура и спорт заняли достойное место в свободном времени курсантов, чтобы были восстановлены добрые прежние традиции.

У. СОЙДЛА,
председатель профсоюзного комитета Таллиннского морского колледжа.
ТМУРП 0 2 комментария
В АРМИИ - ТОЧКА ОПОРЫ - 22 02 1990
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Широко известны героические подвиги Советской Армии в годы гражданской и Великой Отечественной войн. Мы свято чтим память ее героев, пусть со времен исторических битв проходит и 40, и все 50 лет. Но армия и в мирное время продолжает писать свою истории, на страницах которой, как мы сегодня знаем, умещаются не только понятия патриотизма...
Существует у нас в стране несколько взглядов на армию. Русский человек привык воспринимать ее как неизбежность, через которую должен пройти мужающий молодой человек. В Прибалтике, как мы знаем, армия часто представляется, как нечто обременительное. Кавказцы, напротив, привыкли считать: мужчина не может называться мужчиной, если он не прошел закалку армией, служба в ее рядах почитается за честь...
— Когда пришел мой срок мобилизации, для меня армия существовала тоже как данность, — соглашается студент Таллиннского колледжа АЛЕКСАНДР КОСЕНКО. — С течением времени вживался в ее атмосферу, осваивал солдатское дело... Сейчас, оглянувшись назад, могу признать, что, пожалуй, кавказцы правы: в армии быстрее происходит мужание, из нее выходишь более подготовленным к жизни.
— Но кого-то армия и ломает. Быть может, вам просто повезло: попали "в руки" хороших командиров, не знали "дедовщины"?
— Да нет, и с командирами было не все так гладко, и ''дедовщина", мне знакома не со стороны. К ней, честно говоря, я был уже несколько подготовлен. В армию был призван по окончании второго курса мореходного училища, а тут "дедовщина" тогда давала себя знать.
От этого явления в армии, пожалуй, не уйти. Самое верное — поставить себя... Тут больше всего страдают индивидуалисты, а я как-то привык находить общий язык со сверстниками. И потом — эта обстановка заставляет противодействовать ей, отчего осознаешь кто ты есть на деле, на что годен. Обретаешь уверенность в своих силах - когда не даешь себя сломать.
— С армией понятно — закаляет физически, в вашем случае — и морально. А нужен ли был — для вас, в частности, Афганистан?
— Опять же тогда он являлся чем-то вроде солдатского долга: наши сверстники гибли там — а чем, казалось, ты лучше их, нельзя же отсиживаться за их счет. Сначала были сборы в Термезе, потом — рота охраны в Афганистане. В боях не участвовал, но под обстрелы мы попадали не редко.
— Довелось бы участвовать в боях — стали бы убивать? Убивают, понятно, врага. Но если "те" люди не наших убеждений, они ведь не обязательно наши враги — или как?
— Там все просто: в тебя стреляют — значит, враг. Стреляют — ты должен защищаться.
— Попробуем спроецировать эту ситуацию на события в Закавказье: там тоже стреляют, чтобы защититься?
— Не знаю... Трудно сказать... Но против собственного народа руку поднять мне это непонятно. Тут либо солдат поступает "как все", либо верх в нем берет человеческая совесть в зависимости от личных качеств.
— Дух сегодняшней армии вы познали на себе. А как с ее завтрашним днем? Каким он должен быть, на взгляд бывшего воина?
— Одно знаю: в армии тоже нужна перестройка. Какого рода? Нужно сокращение командного состава, потому что среди командиров много развелось людей недостойных. Может быть, если учитывать обстановку в странах социализма, следовало бы сократить и численность рядового состава, но как это можно сделать — не представляю. В целом — армии нужно быть более демократичной и, может быть, в ней не должно оставаться места ни личной выгоде, ни формализму. Так представляю...
Несколько слов о нашем собеседнике. Учится Александр Косенко на 3-м кур се механического факультета колледжа — восстановился после возвращения из Афганистана. Готовится работать на судах "Эстрыбпрома", как в свое время работал на них его отец, как работает — штурманом — двоюродный брат. Знает "болевые точки" рыбопромыслового флота и по рассказам старших, и из собственных наблюдений. Ему 20 лет — тот возраст, когда не всякий молодой человек четко видит свой путь. Остается верить: армия действительно дала Александру точку опоры.

Беседовала Л. СТИШЕНКО
ТМУРП 0 Нет комментариев
НА РИНГЕ - БУДУЩИЕ МОРЯКИ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В Нарве состоялось отрытое личное первенство республиканского совета "Трудовые резервы" по боксу среди юниоров и мужчин. Соревнования собрали 190 боксеров из Эстонии, Грузии, Казахстана, РСФСР.
В этом представительном турнире участвовала и команда боксеров Таллиннского морского колледжа. Воспитанники тренера Валерия Павловича Моргуна заняли на этом турнире два первых, три третьих призовых места. Бронзовыми призерами стали студенты колледжа В. Зубов (весовая категория до 63.5 кг) и А. Попов (до 63.5 кг).
Интересная ситуация сложилась в весовой категории до 75 кг, в которой выступали два студента ТМК. В полуфинале И. Сакуненко уступил своему товарищу по команде О. Полилову, затем Олег в очень упорном и напряженном финальном поединке одержал победу над кандидатом в мастера спор та В. Смирновым из Нарвы и стал чемпионом. Первое место в весовой категории до 90 кг занял также секретарь комитета комсомола колледжа М. Строгий, выступавший среди взрослых.
Одним словом, боксировали будущие рыбаки на ринге успешно, остается пожелать им и в дальнейшем спортивных успехов. Радость победы с ребятами по праву могут разделить тренер В. Моргун и председатель профкома учебного заведения У. Сойдла, который в своей работе уделяет этому виду спор та большое внимание и многое делает для его популяризации в колледже.

С. МИШИН.
На с н и м к е : во время турнира боксеров.
ТМУРП 0 Нет комментариев
И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ДЕЛО СВОЁ... – 11 01 1990
В Таллиннском морском колледже

Сегодня, когда наша страна взяла курс на коренные преобразования в экономике, народному хозяйству, рыбной отрасли в том числе, потребуются специалисты новой формации. Жизнь предъявит к ним самые высокие требования и в профессиональной подготовке, и в общей культуре. Ведь иначе соответствовать уровню требований в избранном для себя деле они вряд ли смогут, и останутся на периферии происходящих событий.
Именно в таком ключе и шел разговор на недавней встрече студентов только что созданного на базе ТМУ Таллиннского морского колледжа и специалистов-связистов «Эстрыбпрома». Делегация шефов была весьма представительной — начальник отдела связи объединения Е. Злобил, начальник радиоцентра Б. Сорокинский, начальники судовых РТС М. Лисанов, А. Криворучко, А. Виноградов, заместитель секретаря комитета комсомола объединения электрорадионавигатор В. Злобин.
Открывая встречу, начальник радиотехнического отделения В. Зотов акцентировал внимание на необходимости непрерывного повышения уровня знаний и квалификации, стремлении к обязательному достижению конечного результата, несмотря на возникающие трудности.
Но некоторые студенты, отметил В. Зотов, пока еще не приучены трудиться добросовестно, слишком долго культивируется у них «барское» отношение к работе.
Эту мысль поддержали и, выступившие затем, Е. Злобин, М. Лисанов. Будущие радиоспециалисты, как показывает опыт, еще не научились с максимальным эффектом использовать учебно-материальную базу, которой располагает это учебное заведение. В последнее время в объединение пришли работать выпускники с низкими знаниями, которых нельзя использовать на флоте как радиоспециалистов. Анализ показывает, что за время учебы такие курсанты не совсем добросовестно относились к приобретению знаний. И при первой же встрече с трудностями, с которыми приходится встречаться молодым специалистам на первых порах своей самостоятельной работы, они не выдерживают экзамена на профпригодность. В этой связи выступавшие дали слушателям конкретные советы, на что именно, прежде всего, необходимо обратить внимание в учебе. О том, какие требования предъявляет море связистам, говорил и В. Злобин. Он — выпускник ТМУ, два рейса на промысловых судах сделал электрорадионавигатором, а заместителем секретаря комитета комсомола объединения избран в сентябре минувшего года. Естественно, речь зашла и о недавно состоявшемся XXI съезде ЛКСМ Эстонии, о том, какую позицию на нем занимали представители «Эстрыбпрома», что может произойти с молодежным движением в нашей республике. И вопросы — а студенты колледжа на них не поскупились — касались не только чисто профессиональных проблем связистов, но и различных сторон жизни республики.

Н. ЕРМОЛАЕВ, организатор внеклассной культурно-массовой работы Таллиннского морского колледжа.
ТМУРП 0 Нет комментариев
ДЕКЛАРАЦИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ЭСТОНСКОЙ ССР О СОТРУДНИЧЕСТВЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ЭСТОНСКОЙ ССР И КОНГРЕССА ЭСТОНИИ – 12 04 1990
Верховный Совет Эстонской ССР признает Конгресс Эстонии в качестве представительного органа граждан Эстонской Республики, восстанавливающего государственную власть Эстонской Республики.
Верховный Совет Эстонской ССР готов к сотрудничеству с Конгрессом Эстонии и Комитетом Эстонии в деле восстановления Эстонской Республики на основе правовой преемственности.

Председатель Верховного Совета Эстонской ССР
А. РЮЙТЕЛЬ. Таллинн, 30 марта 1990 г.
ТМУРП 0 Нет комментариев
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ЭСТОНСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О ГОСУДАРСТВЕННОМ СТАТУСЕ ЭСТОНИИ – 12 04 1990
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ЭСТОНСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О ГОСУДАРСТВЕННОМ СТАТУСЕ ЭСТОНИИ

Верховный Совет Эстонской ССР утверждает, что оккупация Эстонской Республики Союзом ССР 17 июня 1940 года не прервала существование Эстонской Республики де-юре: территория Эстонской Республики является оккупированной до настоящего времени.
Верховный Совет Эстонской ССР, учитывая ясно выраженную волю эстонского народа к восстановлению самостоятельности Эстонской Республики и законной государственной власти:
— признает незаконной государственную власть Союза ССР в Эстонии с момента ее установления и провозглашает начало восстановления Эстонской Республики (restitutio ad integ-rum];
— объявляет переходный период, который закончится формированием конституционных органов государственной власти Эстонской Республики.
Верховным Советом Эстонской ССР разрабатывается временный порядок правления на переходный период, включающий правовые гарантии для всех жителей, независимо от национальности.
Настоящее постановление вступает в силу с момента принятия.

Председатель Верховного Совета Эстонской ССР А. РЮЙТЕЛЬ. Таллинн, 30 марта 1990 г.
ТМУРП 0 Нет комментариев
СЕБЯ НЕ РАСТЕРЯТЬ – 12 04 1990
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

С почтением отзывается о Владимире Рудольфовиче Боярсе начальник отдела подготовки и технического обучения кадров объединения Юрий Иванович Коротков, чье мнение в редакции авторитетно, — и уже одно это привлекло наше внимание к личности старшего специалиста радиотехнического отделения по лабораторному оборудованию, секретаря партийной организации морского колледжа. Позднее имя Боярса «всплыло», когда назывались кандидаты в состав делегации объединения на партийную конференцию республики. Участником ее он не стал, но впоследствии вошел в число делегатов XX съезда КПЭ.
... Нет в нем той бравой самоуверенности, какая свойственна подчас иным нашим офицерам-отставникам. Вот хоть недавний случай. Владимир Рудольфович заглянул в редакцию, когда материал о нем уже готовился к печати. Нерешительно предложил: может, повременить с публикацией"? И без обиняков пояснил: в повестку дня очередного заседания парткома вынесен вопрос об идейно-воспитательной работе в колледже. Заслушивается отчет коммуниста А. Лыокене. Но он, Боярс, как секретарь партийной организации не мог позволить себе оставаться в этом деле сторонним наблюдателем. Не лучше бы, в таком случае, подождать результатов заседания?...
Самоуверенные не так поступают. Самоуверенные являются в редакцию и настаивают на том, чтобы подобный материал был срочно опубликован. Есть в том известный «резон"— будет тогда чем «заслониться» (в случае чего) от замечаний.
Однако, лишенный самоуверенности, Владимир Рудольфович наделен в то же время прочным чувством самоуважения. Гордость его — кабинет радиотехники в колледже, оборудованный им же самим — с привлечением, разумеется, к этому делу учащихся. Стенды подготовлены из современных материалов, аппаратура — как на ладони, все расписано до мельчайших деталей — так, что и несведущий, приглядевшись, может получить общее представление о принципе ее работы. Чувствуется: все это — дело рук педанта. В хорошем смысле этого слова. Да Боярс и сам не возражал бы, думается, против этого «ярлыка». Главная его идея — колледж: должен готовить людей высокообразованных, интеллигентных по большому счету, и средством для этого должны быть даже такие, казалось бы, мелочи, как привычка к порядку. Порядку в оформлении любой, даже незначительной по объему работы, порядку в одежде, в поведении будущего моряка.
Педантичен он и в том, что касается самообразования. Попав в мореходное (тогда еще) училище, имея за плечами опыт военного моряка и преподавательской деятельности, Владимир Рудольфович перелопатил кучу специальной литературы, чтобы не чувствовать себя полным дилетантом в области рыбопромышленного хозяйства. Мыслительная деятельность, по Боярсу, должна быть непрерывной, и задача учебного заведения, тем более такого, как колледж, должна состоять именно в этом: в развитии способностей учащихся к мыслительной деятельности. Именно по этой причине он, в свое время, поддержал начальника училища А. Лыокене в его идее преобразования училища в колледж. Надеялся: от формы неизбежно придется прийти к углублению содержания учебного процесса — того, что так необходимо будущим морякам.
Не так скоро дело делается, как хотелось бы. Тем более, что и та уверенность, с какой шли к организации колледжа, лично у Боярса вскоре порассеялась. Нет, идейное обоснование преобразований сомнений не вызывало. Надо смотреть в будущее, а самое ближайшее развитие науки и техники неизбежно обгонит нас с той мизерной подготовкой, какую давало училище. Кому ж тогда нужна такая подготовка, с которой впоследствии придется «барахтаться» в практической деятельности ?! Но, начав, инициаторы создания колледжа упустили главное — основополагающие документы: разработку четкого положения, устава, функциональных обязанностей, создание совета колледжа и прочее. Осознав это, Владимир Рудольфович уже, как будто, несколько поостыл. Но от идеи отмахиваться не торопился. Понял: чтобы прийти к окончательному выводу относительно направленности всей деятельности колледжа, нужно учесть весь спектр мнений преподавателей. Возможность такую находил в практике отчетов коммунистов перед партбюро. Глубоко прислушивается к тому, что высказывают опытные преподаватели колледжа — Ольтерс, Ыунпуу, Кислыч... Коллегиальность он видит и в тесном сотрудничестве с «Эстрыбпромом». В объединении, указывает, есть два человека, которым не безразлично молодое пополнение. Называет поименно: Евгений Федорович Злобин и Антс Альфредович Эрсис. Уж они-то, говорит, знают: из кувшина может вытечь только то, что в него налито. Стиль работы начальников отдела связи и механике — судовой службы — это, видит Боярс, работа не только «на себя» (на завтрашний день своих служб) — это конкретная, действенная помощь колледжу. Они собирают специалистов и, опираясь на их опыт, заводят с учащимися колледжа столь необходимый неформальный разговор о рыбацкой доле. Вот тут уже дело за преподавательским составом. " смотришь в такие минуты на ребят, и уже по их реакции можно определить — будут ли они дальше учиться, воспримут ли рыбацкую тяжкую службу, как свою или нет... А дальше? Дальше, уже определенно зная, что это им действительна нужно, с полной уверенностью можно испытывать их на трудностях в учебе...»
Ожидая известной поддержки от объединения, они, в колледже, размышляют еще и над тем, как не быть у него, по выражению Боярса, в «алчных нахлебниках». Надо, в таком случае, арендовать судно для работы на нем (и главное материальной отдачи) учащихся колледжа. Надо полнее использовать практику на зафрахтованном в ФРГ пароходе, а для этого срочно и углубленно обучать студентов английскому языку. В противном случае — при языковом барьере с иностранными моряками — ну, какой от них рабочий результат?!
А как насчет национального барьера? На родной почве?
Нет такого в колледже, утверждает Владимир Рудольфович. И мотивировку убедительную находит: видимо, море в своей суровости, со своими экстремальными условиями не разбирается русский ты, латыш или эстонец — здесь идет крепкая спайка...
Упоминание о латышах у Боярса не случайно. Он по национальности латыш. Отец был видным политическим деятелем Латвии и Союза в довоенное и военное время. Не обошли его и репрессии. Но, свято веря в отца, памятуя о нем, Владимир Рудольфович не думает отворачиваться от того дела, ради которого пострадал и отец, да и сам он, как партиец, не знал легкого пути. Есть некоторая параллель во внешних обстоятельствах его судьбы и судьбы Марью Лаурис-тин, но сколь различно их мировоззрение. В чем тут дело?
Не касаясь принципов М. Лауристин, Боярс стоит на своем. Не может он дезертировать, если, по его же словам, прошел с партией и войну, и разруху, и репрессии, и беззаконие. Но, быть может, у латышской партии своя дорога? И этот «намек» Владимир Рудольфович не принимает, как категорически не принимает линию прибалтийцев на самоизоляцию. По его убеждению, «нельзя быть мещанином, обывателем — надо помнить, сколько погибло в процентном отношении русских и людей других национальностей
— и погибло за общую страну. И вспомнить голод, разорение русских деревень от Москвы до самых границ... А как нас эвакуировали из Юрмалы? Мне пришлось бежать через Валга в Иванов. А потом — разве забыть это?!
— русская женщина одинаково делила последнюю картошку: мне и своим детям.
Уж не «белая ли ворона» Владимир Рудольфович среди латышей? Да нет, рассеивает он мои сомнения, и называет друзей, с которыми поддерживает связи в Латвии. Все — видные люди, устоявшие от националистических шараханий...
По семейному положению Владимир Рудольфович Боярс — уже дед. Но нередко смотришь на таких «дедов» и диву даешься: как могли не растерять себя в той, полной испытаний жизни? Что помогает? Закалка отцов'! Труд души ?

Л. СТИШЕНКО.
ТМУРП 0 3 комментария
Их ждет море – 02 08 1990
Летом для многих наших молодых сограждан время начинает измеряться количеством прочитанных учебников и конспектов. В учебных заведениях наступает пора вступительных экзаменов. Распахнулись для абитуриентов и двери Таллиннского морского колледжа.
Как известно, колледж создан на базе Таллиннского мореходного училища МРХ СССР — ведущего в республике по подготовке специалистов для флота рыбной промышленности. И по сравнению со своим предшественником имеет ряд преимуществ, которые, вероятно, заинтересуют поступающих.
— Мы стремимся к международному уровню подготовки специалистов. — рассказывает директор колледжа Арне Лыокене. — Учебный процесс строим на основе многоступенчатой программы обучения. У учащегося есть выбор. Отучился год, может идти работать матросом, мотористом. Заинтересованные в своем профессиональном росте продолжают учебу в колледже еще два года и получают дипломы младших морских специалистов. Для желающих и, разумеется, способных предусмотрена завершающая ступень учебной программы. По нашему направлению и в зависимости от избранной специальности можно продолжить учебу в Таллиннском техническом университете или в Калининградском высшем инженерно-морском училище, в Ленинградском высшем училище им. Макарова или в Московском институте народного хозяйства им. Плеханова. С этими учебными заведениями у нас заключен соответствующий договор. Хочется подчеркнуть, — продолжает Арне Фридрихович. — действующий теперь принцип добровольности во многом способствует развитию у студентов ответственности, научит самостоятельно принимать решения, верности избранному делу, наконец. Эти качества считаю главными в морской профессии. Кроме того, важное внимание уделяем изучению иностранных языков. Недаром уже в этом году к вступительным экзаменам допускаются те, кто прошел собеседование на английском, немецком или другом изучаемом в школе языке. Будущие моряки заграничного плавании должны быть и подготовлены соответствующим образом. Замечу, к примеру, что на старших курсах ряд дисциплин для студентов будет читаться по-английски. Конечно, есть возможность эстонским парням выучить русский, а русским — эстонский язык.
Современный рыбопромысловый флот (а именно туда придет большая часть выпускников колледжа нуждается в грамотных специалистах. И педагогический коллектив стремится дать своим воспитанникам хорошие знания, обеспечить квалификацией. Преподаватели здесь опытные, многие трудятся не один десяток лет: заслуженный учитель республики Сирк Ваппер, Марк Блитштейн, Велло Нурмис, Нина Карулина, Лембит Ыунпуу, Владимир Боярс. Продолжает работу и первый директор (в те годы рыбопромышленного техникума) Хельмут Ольтерс.
В этом году колледж продолжает подготовку студентов по морским специальностям — судоводителей, технологов, механиков, радистов, мастеров добычи. И открывает новый факультет — внешнеэкономические отношения, где будут готовить дипломированных коммерсантов. Желающих посвятить себя бизнесу оказалось более чем достаточно, конкурс здесь самый большой. Впрочем, на эту специальность принимаются только те, кто заручился финансовой поддержкой предприятия, готового оплатить учебу своего направленца.
Как сообщили в колледже, стоимость полного курса порядка 8 тысяч рублей. Исключение составляет объединение "Эстрыбпром", которое не вносит указанной суммы, направляя молодежь обучаться секретам менеджмента.

Н. КРУТИКОВА.

На снимках:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ассистент Е. Емельянова записывает на доске условия задач:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

будущие технологи и бизнесмены пишут сочинение.

Фото К. Калласте.
ТМУРП 0 Нет комментариев