На «Эверест» парусного спорта – 26 07 1988

Автор
Опубликовано: 1597 дней назад (14 ноября 2019)
0
Голосов: 0
«Нужны ли кругосветные плавания курсантам мореходных училищ?» На этот вопрос еще в 1803 году ответил И. Крузенштерн, организовав и возглавив первое русское кругосветное плавание. Правда, основная цель экспедиции была охранять берега русской Америки от Аляски до Калифорнии. Научные же работы разрешено было делать лишь попутно, не мешая решению основной задачи.
Не возникал этот вопрос и в последующие годы, когда был организован ряд кругосветных плаваний. Положительно ответили на него и первые руководители молодого советского государства, отправив барк «Товарищ» с курсантами на борту в Южную Америку под командованием Дмитрия Лухманова. Плавание продолжалось без малого два года. В обратный рейс судно вел старший помощник капитана. Не стоял этот вопрос, когда уходили в кругосветное подводное плавание наши атомные подводные лодки. Почему же он всегда возникает, когда приближается время самых популярных регат мира — гонок на больших океанских яхтах — и решаются вопросы об участии в них наших спортсменов. Чтобы рассказать, насколько широко представлена география регат Мира и Дружбы, не хватит, наверное, нескольких страниц. Список же участников намного больший. Давними и постоянными участниками большинства этих регат являются чехи и швейцарцы, у которых нет даже морских границ. О спортсменах Польши, ГДР, ФРГ, Болгарии можно и не упоминать: они постоянные участники.
Участие советских экипажей в гонках на Балтийском, Японском, Северном и Черном морях, в Атлантике в 1984 году (единственный раз две яхты из Ленинграда представляли Балтийское морское пароходство), наполовину состоящих из курсантов морских училищ, показал полную готовность наших яхтсменов к борьбе на океанских трассах, а, ведь, в этих гонках участвовали далеко не лидеры нашего парусного спорта. Сравнивать же материальную часть, на которой выступали наши экипажи, с другими мне просто не позволяет совесть. Скажу только, что знаменитая английская супер-яхта «Грейт Бритн-2» (постройка 1973 года) считается уже «пожилой леди» и имеет пять кругосветных гонок. За кормой польской парусной школы-корабля «Дар Молодежи» уже есть одна кругосветка, хотя и построена яхта в 1982 году. Флаг Болгарии реял над водами не только Северной, но и Южной Атлантики, развеваясь на гафеле небольшой баркентины «Калиакрия». В настоящее время удачно завершен эксперимент по перестройке программы высшей и средне-специальной школ: совмещение плавпрактики с учебным процессом — утвержден так называемый плавсеместр. Уже сейчас эксперимент показал, что наибольший эффект для плавпрактики курсантов и усвоения ими учебных вопросов дадут суда меньших размеров, особенно, если они будут ходить в группе, отрабатывая задачи группового плавания и маневрирования в зонах интенсивного судоходства. На борту должна находиться группа курсантов, им будет предоставлена самостоятельность и простор для проявления инициативы и знаний по практике судовождения. Это подтвердила и практика на учебной яхте «Веста», на борту которой из 9 членов команды было 4 курсанта Таллинского мореходного училища МРХ СССР.
Наибольший эффект в учебе и практи ке дает участие в гонках. Отношение к учебе и практике резко меняется в луч шую сторону. Если во время простого парусного плавания интерес чисто прак тический, то во время гонок вопросы по теории и практике сыпались, как град, так что порой и преподавателям приходи лось браться за книги, чтобы дать полный ответ.
Почему же нужны гонки, а не просто парусные плавания? Да потому, что в гонках вы ведете борьбу не только с капризами природы, соперник у вас не только океан, но и человек. Борьба идет мирная, по правилам заранее всем известным, честная, бескомпромиссная, мужская. Цена же победы одна на всех — настоящая морская дружба и доверие. Ни один настоящий яхтсмен не включит двигатель во время гонки, как это частенько позволяют себе капитаны больших парусных судов. Для честных яхтсменов это конец соперничества, презрение, даже если они ничего и не скажут. И в дальнейшем с капитанами, позволившими себе такое, никто не будет гоняться. Вот почему океанские парусные гонки, совмещенные с плавсеместром и плавпрактикой, дадут необходимый эффект, качественный скачок в подъеме уровня знаний курсантов высших и средних училищ и подготовке таких специалистов, каких требует нынешнее время преобразований всех сфер жизни нашего общества.
Если после публикации этой статьи у вас, читатель, не возникнет вопроса «Нужны ли океанские гонки?», то я, со своей стороны, буду считать свою задачу-минимум выполненной, а, если вы активно включитесь не только в дискуссию по этому и аналогичным вопросам, но и в подготовку к участию в гонках на Балтийском, Японском, Черном и других морях, то это приблизит нас и к осуществлению задачи-максимум: участию кругосветных гонках, в этих «эверестах» парусного спорта.

С. ШИШКОВ,
штурман ПО "Эстрыбпром».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Пока на приколе
Фото А. БАРАНОВА.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!