НА ПУТИ К КОНВЕРТИРУЕМОМУ ДИПЛОМУ - 24 10 1991

Автор
Опубликовано: 2289 дней назад (18 января 2018)
0
Голосов: 0
НА ПУТИ К КОНВЕРТИРУЕМОМУ ДИПЛОМУ находится Таллиннский морской колледж, которому 20 сентября 1991 года на основании решения № 158 Министерства просвещения Эстонской Республики дан статус высшего учебного заведения.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Нетробчук Георгий Андреевич ректор ТМК - 24 10 1991



Как вы понимаете, за этим радостным событием — вороха, кипы проблем, которые, если и не требуют сиюминутного разрешения, то и ждать недели или месяцы не могут. 20 сентября — это тот день, с которого колледж обязан работать как высшее учебное заведение. Можно спорить по поводу названия (есть на нынешний день два варианта: прежнее, то бишь, нынешнее и Таллиннский морской университет), но образование нужно давать высшее уже ежедневно, на каждом академическом часе лекций, практических занятий. И тут даже самому непосвященному ясно, что учебный процесс переходит в совершенно новое качество. Меня же очень обрадовало то обстоятельство, что преподавательский состав колледжа во главе с его ректором Георгием Андреевичем Нетробчуком (на верхнем снимке) с первых дней поставил перед собой цель (и, на мой взгляд, ее успешно решает!) дать курсантам не просто высшее образование, а высшее образование на уровне лучших мировых морских учебных заведений. Наверное, далеко не все знают, что для того, чтобы получить, так сказать, конвертируемый диплом, нужно обучаться по учебным планам, утвержденным в ИМО (есть в Лондоне такая специальная международная организация, которая осуществляет проверку учебных планов высших учебных заведений всех стран на предмет их соответствия ныне действующим эталонам). Осуществить подготовку таких планов, естественно, нелегко. К счастью, нашему колледжу взялся помогать Саутгемптонский институт высшего образования (Великобритания). Англичане дважды побывали в таллиннском учебном заведении, познакомились с опытом его работы, традициями, преподавателями и курсантами, дали немало ценных советов по методике учебно-воспитательного процесса. Все эти чисто дружеские отношения в недалеком будущем будут подкреплены и в официальном плане: в декабре Таллиннский морской колледж и Саутгемптонский институт высшего образования заключат договор о сотрудничестве. А пока будущие мореходы получили возможность отправить своего достойного представителя на четыре года в Великобританию учиться в престижном вузе на факультете управления рыбным хозяйством и морским транспортом.
Стипендиатом Саутгемптонского института высшего образования стал Пюви Каупо. Хочу сразу отсечь все разговоры по поводу того, что вот, мол, опять русских обошли. В таком решении вопроса о кандидатуре стипендиата никакой дискриминации нет. Просто Пюви оказался единственным, кто может без всяких адаптации и дополнительных занятий постигать науки, слушать лекции, общаясь с преподавателями на английском языке. К тому же этот курсант уже был на стажировке в Финляндии, откуда привез похвальные отзывы и характеристики.
Кстати, информация для тех, кто мечтает учиться за рубежом. На следующий год англичане собираются выделить три-четыре стипендии для будущих мореходов. Дело, как вы понимаете, за вами. А терпение, настойчивость, усидчивость, наконец, желание овладеть иностранными языками — это те самые спонсоры, которые помогут получить зарубежную стипендию.
Наверное, многих наших читателей заинтересует вопрос, чем таллиннцы смогут, ответить на внимание, гостеприимство и щедрость англичан. В долгу колледж не останется. Его преподаватели окажут английским коллегам, а также студентам из Великобритании помощь в изучении руского языка, экономики Эстонии.
Надо отметить, что добрые взаимоотношения складываются у колледжа и с Финляндией. Швецией, Норвегией. Так, Союз северных стран подарил будущим мореходам два крупных современных тренажера стоимостью в полмиллиона долларов. В специализированных морских учебных заведениях Котка и Кальмара оказывается содействие в составлении учебных планов. С ними заключены договоры о сотрудничестве, обмене преподавателями. Кстати, 25 преподавателей колледжа уже побывали в Финляндии, где принимали участие в коллоквиумах и симпозиумах, читали лекции, вели занятия. Сейчас Нью-Йоркскую международную академию управления и менеджмента собирается посетить Г. Нетробчук. Он поставил перед собой цель изучить проблемы морского и бизнесобразования, в деталях познакомиться с деятельностью известного Нью-Йоркского турококомплекса. Словом, нового и интересного в организации учебного процесса в Таллиннском морском колледже уже много и сейчас, но и не меньше ожидается в будущем. Скажем, среди таких привычных факультетов, как по подготовке судоводителей, судомехаников, электриков, рефмехаников, радистов, специалистов по технологии рыбных производств, промышленного рыболовства, судоремонта, появились и принципиально новые: факультет морской экологии и факультет международных отношений. Обучение ведется (и выбирается по желанию курсанта) на русском или эстонском языке. Преподаватели колледжа полны решимости и в будущем, строго следовать этой традиции. А вот что касается иностранных языков, то здесь вступает в действие правило: все старшеклассники должны хорошо изучить английский, а курсанты факультетов международных отношений, кроме английского, будут изучать еще и один европейский язык: финский, шведский, немецкий, испанский и т.д. (по желанию предприятия, давшего студенту направление).
Могут ли курсанты в совершенстве овладеть иностранными языками? Да, кафедра в колледже сильная. Монтируется новейшая аппаратура лингафонного кабинета. К тому же в учебной программе много дисциплин, по которым занятия будут вести английские, шведские, финские преподаватели, так что практически у каждого курсанта будет прекрасная возможность поупражняться, превратив пассивный запас иностранных слов в активный.
Все нововведения, разумеется, стоят денег, при том денег немалых. И, конечно, меня интересовал вопрос, как это Таллиннский морской колледж собирается не просто выжить в условиях рыночной экономики, но и еще в рекордно короткий срок подняться на качественно новую ступень, заслужив авторитет на международном уровне. Георгий Андреевич Нетробчук со вздохом сказал:
— Да, финансы остаются, пожалуй, самым «узким» местом в нашей деятельности. Основную часть выделяемых средств съедает ремонт. Сегодня косметическим уже не обойтись, требуется капитальный. Но выручают, как сегодня принято говорить, спонсоры.
Думаю, что о спонсорах, а их, основных, у колледжа два, нужно сказать особо. Первый — Министерство просвещения Эстонской Республики. Оно, естественно, в роли спонсора оказалось волей-неволей после перехода колледжа в ведение республики. Какими-то большими ресурсами оно не располагает, но, тем не менее, всегда поддерживает новое высшее учебное заведение не только пониманием и советами. Так, выделив колледжу 1 млн. 800 тысяч рублей в год, министерство уже дважды в этом году добавляло из своего резервного фонда по 300 тысяч рублей.
Второй спонсор — побогаче — это Русский союз (есть, оказывается, в Эстонии такое общественное формирование, и «Рыбак Эстонии» постарается в будущем рассказать |о нем). Объединяет Союз предприятия, кооперативы и т.д. Оказывает колледжу существенную материальную помощь. В будущем обе стороны планируют расширить рамки сотрудничества, охватив и отдельные социальные вопросы.
Короче, дело двигается, ремонт, хотя и не быстрыми темпами, идет.
Не знаю почему, но, разглядывая повеселевшие стены коридоров и аудиторий, я вспомнила, как по колледжу — тогда еще, правда, училищу — пронесся года два-три назад вихрь какого-то разрушительства и вандализма. Били стекла и раковины, выдирали дверные ручки и оконные шпингалеты... Вглядываюсь в лица курсантов и уверенно заключаю: нет, эти такого сделать не могут. Да и преподаватели ребят хвалят: они, мол, сегодня сами стараются что-то починить, в субботнике принять участие. Одним словом, и здесь изменение статуса, перспектива колледжа сыграли свою роль в воспитательном процессе.
Сегодня обучение студента в ТМК стоит восемь тысяч рублей в год. Платит, как правило, предприятие, выдавшее направление. Но, как вы понимаете, предприятие навряд ли будет оплачивать умышленную порчу имущества колледжа. К тому же предприятие заинтересовано, чтобы на производство пришел высококвалифицированный специалист. А это, в свою очередь, приведет к тому, что в скором времени у преподавателей не будет проблем с успеваемостью. (Кстати, сегодня в ТМК за счет АО «Эстрыбпром» обучаются 64 студента).
Но это дело будущего, а пока у колледжа серьезные проблемы с теми, кто поступил на учебу два-три года назад, затем был призван в армию, а сегодня же вернулся продолжить обучение. У них нет направлений — значит, никто за них не платит те необходимые восемь тысяч. Колледж просто не в состоянии нести столь крупные расходы. Так что же — выставить этих ребят вон?! И здесь Министерство народного образования Эстонской Республики делает (заметьте: без лишних слов, шумихи, парадности) еще один благородный жест: берется доучить этих курсантов за свой счет. Но положение остается крайне сложным: какое предприятие возьмет этих выпускников на работу? Как будет с пропиской? Пока на эти вопросы ответа нет. Вот почему колледж с нетерпением ждет межправительственного соглашения между Эстонией и Россией, Белоруссией, Украиной и другими нашими республиками. Ведь тогда будет решен вопрос и о взаимном признании дипломов. Значит, можно будет начать ходатайство о трудоустройстве «ненаправленцев» в тех регионах, где остро испытывают недостаток в морских специалистах.
Словом, забот у колледжа много. Ну, а как чувствуют себя в его стенах курсанты? Сложно? Да. Трудно? Очень. Зато есть перспектива — перспектива интересной специальности, должности, места работы. А это определяет цель, которая и способствует той одухотворенности, которая озаряет лица нынешних студентов Таллиннского морского колледжа — высшего учебного заведения Эстонской Республики.

Н. БЕЛОБОКОВА.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На снимке: студент Таллиннского морского колледжа.

Фото И. ХМЕЛЕВА.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!