Кадры — завтрашние, а техника — вчерашняя – 27 01 1986

Автор
Опубликовано: 1539 дней назад (6 февраля 2020)
0
Голосов: 0
ЭТО НАНОСИТ УЩЕРБ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ МОРЯКОВ

КОМПЛЕКС учебных и жилых корпусов Таллинского мореходного училища рыбной промышленности (ТМУРП), отметившего недавно свое сорокалетие, рисунком своим напоминает очертания большого корабля, Возможно, это чистая случайность. Но зато все остальное, с чем встречаешься здесь — вахты в коридорах, субординация и сама атмосфера, — сознательно и максимально приближено к флотским порядкам и дисциплине, И все призвано помочь воспитать волевых, крепких духом и телом высококвалифицированных моряков.
Этим же целям, точнее — поискам путей кардинального улучшения воспитания и учебы курсантов служит и эксперимент, проводимый Минрыбхозом СССР и Минвузом страны на базе училища объединения «Эстрыбпром». Задача эксперимента — максимально расширить и укрепить связи училища с крупным промышленным предприятием республики, для которого в основном и готовит оно кадры специалистов.
По условиям эксперимента, ТМУРП введено а состав «Эстрыбпрома» на правах самостоятельной бюджетной организации. Но на объединение возлагается обязанность «активно участвовать в повышении качества подготовки и воспитания курсантов, улучшать материально-техническую базу, поставляя туда современное оборудование, машины и механизмы, материалы в соответствии с заявками училища». Так записано в документе, регламентирующем взаимные обязательства.
Эксперимент начат в июле позапрошлого года и рассчитан до конца 1987 года. Так что прошло достаточно времени для того, чтобы подвести кое-какие итоги, памятуя, что часто успешное начало означает половину успеха.
Напомним, что за четыре десятилетия своего существования училище подготовило немало специалистов, чей труд помог рыбной отрасли республики занять высокие позиции в стране. Десятки выпускников выросли до крупных организаторов производства. Среди них, например, начальник Управления рыбного хозяйства Совета Министров ЭССР А. Нурмес, генеральный директор «Эстрыбпрома» X. Майде, известный технолог, помощник капитана по производству Е. Бичиков и многие другие. Но в последнее время чаще приходилось слышать о другом — о нарушениях выпускниками училища норм морали, правил поведения в инпортах, таможенного режима. Не блещет и профессиональный уровень многих воспитанников ТМУРП. Все это указывало на серьезные недоработки руководителей и преподавателей, сложившуюся в стенах училища нездоровую атмосферу. С таким выводом соглашаются и в самом училище.
— Нельзя серьезно рассчитывать на улучшение воспитания и преподавания в отрыве от дисциплины и порядка. А дисциплина у нас, к сожалению, в последние годы оказалась в загоне, — признает недавний руководитель судоводительского отделения, а ныне военрук училища В. Писарец. Это не замедлило сказаться и на качестве подготовки специалистов. Можно судить по прошлогоднему выпуску судоводителей. Уровень их знаний и практических навыков оказался намного ниже, чем у тех, кто получил дипломы, скажем, пять лет назад.
Заместитель начальника училища по политико-воспитательной работе Валерий Алексеевич Степанов подтвердил: действительно, с дисциплиной и порядком в училище до последнего времени было неважно. Нездоровая моральная атмосфера среди преподавателей, понижение взаимной требовательности моментально отрицательно сказались на поведении курсантов. Все это стало предметом принципиального разговора на собраниях коммунистов училища. Были приняты крутые меры — уволены скомпрометировавшие себя руководители, обновлен и укреплен преподавательский состав, отчислены запятнавшие честь мундира курсанты. Центр всей политико-воспитательной работы перенесен в группы, ближе к людям.
Говоря о позитивных переменах, в училище отметили большую помощь, которую оказали партийный комитет объединения, его службы и отделы. Однако бросается в глаза: среди преподавателей и руководителей групп нет ни одного практика-рыбака с богатым опытом работы на судах флота. А как они нужны здесь! Не случайно комплектация училища такими кадрами, налаживание наставничества названы в качестве первоочередных задач эксперимента. Но об этом как будто забыли.
Ну, а как реализуются положения эксперимента, обязывающие объединение укреплять учебную материально-техническую базу училища?
Пройдемте в кабинеты и лаборатории, взглянем на их оснащение, насколько оно отвечает возросшим требованиям учебных программ.
Знакомство с учебным хозяйством училища, увы, убеждает, что здесь прослеживается та же закономерность, что и на судах: чем дальше и ниже от ходовой рубки (а в нашем случае — от кабинетов судоводительского отделения) — тем беднее, примитивнее образцы приборов и механизмов.
Поднимаемся с военруком во владения будущих капитанов. Вот прекрасно оснащенный кабинет скоростной прокладки курса. Красивые столы с полным набором штурманских приборов — за ними одновременно может заниматься группа из тридцати человек. Смонтировать сложное оборудование помогли специалисты рыболовецкого колхоза «Хийу Калур» и объединения «Эстрыбпром». На уровне сегодняшних требований выглядит и кабинет теории судовождения и технической эксплуатации, хорошо оборудован лингафонный кабинет для изучения английского языка.
Намного беднее — кабинеты радиотехнического отделения. Правда, оборудования и приборов много, но все или почти все — устаревшее.
— Да, можно сказать, — техника вчерашнего дня, — соглашается преподаватель основ электроники, импульсной и вычислительной техники Л. Бычкова. — Радиотехника на судах шагнула далеко вперед, но мы имеем возможность знакомить с ней лишь теоретически — наглядных образцов нет. Или взять информатику. Уж как необходимо ее преподавать! Но остается на мертвой точке из-за того, что нет соответствующей техники.
— Что предпринимается для исправления положения? — спрашиваю у начальника радиотехнического отделения В. Зотова.
— В наших правах и силах одно — подавать заявки н ждать, Что мы и делаем. По эксперименту мы должны получать необходимые пособия, приборы через отдел связи объединения, но сдвигов к лучшему что-то нет.
В. Зотов привел конкретный пример с заявкой на следующий год, которую в объединении «задробили».
— Да, заявка осталась неудовлетворенной, — подтверждает начальник отдела технической подготовки кадров «Эстрыбпрома» Ю. Коротков. — Почему? Запросы чрезмерны, а мы боремся за экономию и бережливость средств...
Конечно, против экономии не возразишь, но вот вопрос на том ли в данном случае экономит объединение?
...В самом плачевном состоянии оказалась материальная база технологического отделения. Попав в давно не знавшие ремонта помещения, невольно вспоминаешь полутемные, сырые и полные шума рыбцехи старых рефрижераторов и траулеров. Полное торжество десятилетиями утверждавшегося порочного взгляда, что технологическая оснастка судов рыбного флота — дело не первой важности. Образцы технологического оборудования здесь — даже не вчерашнего, а позавчерашнего дня. Самое новое учебное пособие
— бездействующая рыборазделочная машина (кстати, несерийная, взятая с выставки).
Пользы от таких «пособий», скажем' прямо, — ноль, а вот укоренению взгляда будущих технологов на свою отрасль, как на нечто второстепенное, они способствуют. А это уже недопустимо. Недопустимо потому, что именно пренебрежение к вопросам обработки рыбы непосредственно на судах, по мнению специалистов, явилось одной из главных причин сегодняшних трудностей флота. В настоящее время положение медленно выправляется
— цехи траулеров и баз насыщаются автоматикой, механизируются процессы рыбообработки, рейсовые задания все больше нацеливаются на максимальный выпуск пищевой продукции. Это — главные ориентиры отрасли, о чем ясно сказано в проекте Основных направлений. Чтобы осуществить намеченное, говорится в этом партийном документе, необходим новый подход к решению всех хозяйственных задач. Именно такому подходу должны учить в училище и будущих специалистов, прививать им вкус к новой технике и технологии, к экономическому мышлению. Нет сомнений, что твердая и последовательная реализация эксперимента помогла бы в этом деле. Но этого-то сегодня и не видно.
Правда, в адрес эксперимента расточается немало реверансов и комплиментов, как в объединении, так и в училище. Но, как гласит пословица, сколько ни повторяй словом «халва», во рту слаще не станет. Нужны дела, а не слова.

Я. МЕЛИКОВ. («Советская Эстония»).
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!