ДВЕРИ ОТКРЫТЫ ДЛЯ ВСЕХ – 28 12 1988

Автор
Опубликовано: 18 дней назад (22 ноября 2019)
0
Голосов: 0
Кадры рыбацких профессий

На повестке дня — совершенствование профориентационной работы

Хмурым декабрьским днем убранство клуба строителей было необычным: Эстрыбпромовцы готовились к встрече со школьниками выпускных классов школ города и их родителями.
Объединение не первый год занимается профессиональной ориентацией и профотбором молодежи для работы на промысловых судах береговых предприятиях.
Опыт этой работы показывает, что еще нередки случаи беспечного отношения выпускников школ к выбору профессии, учебного заведения будущего места работы. Ошибки в выборе профессии не всегда и мало ощутимы для личности, но очень дорого обходятся народному хозяйству и обществу в целом.
Напрашивается вывод: методы профессиональной работы, которые до сих пор широко использовались нами (да разве только нами?), не соответствуют задачам интенсификации и повышения эффективности производства. Нужны другие решения. Откровенно говоря, успеха на этом пути нельзя достичь с помощью эпизодических авралов — кампаний, призывов приукрашивания будущей профессии, погоней за количеством при комплектовании групп абитуриентов без учета качественных показателей. Очевидно, что необходима длительная. хорошо скоординированная, целеустремленная работа объединения, учебных заведений отрасли, родителей, профуголков общеобразовательных школ и центров профессиональной ориентации города и республики. (В скобках заметим, что, по данным социологических исследований, семья и сверстники оказывают влияние в выборе профессии на 45-50 процентов учащихся, т.е. больше, чем школа или какие-нибудь иные факторы; следовательно, в дальнейшем необходимо развертывание работы по профориентационному просвещению родителей).
Помимо этого на качественном отборе кандидатов на учебу теперь сказывается новый порядок поступления в объединение молодых рабочих и специалистов. Раньше подготовка в учебных заведениях осуществлялась по «слепым» заявкам предприятий от которых можно было под разным предлогом отказаться) и за счет госбюджетного финансирования расходов; большинство учащихся проходило производственную практику вдали от будущего места работы, а кадровики узнавали о кандидате в члены трудового коллектива лишь незадолго до его поступления на работу. Само обучение носило общий характер для всей учебной группы курсантов (студентов), без учета специфических особенностей конкретного рабочего места или предприятия, с одними и теми же требованиями к профессиональным знаниям и навыкам специалиста, предназначаемого, к примеру, на крупнотоннажные и среднетоннажные суда, на рыбодобывающие и на транспортные и т.д.
Переход объединения на новые условия хозяйствования, заключение прямых договоров с учебными заведениями (сколько выпускников готовить, по каким специальностям — с учетом специфики работы и планируемых изменений технологии и совершенствования технической вооруженности, — порядок возмещения расходов) — все это требует учета при проведении профориентационной работы. Теперь объединению не безразлично, кто по его направлению будет обучаться в том или ином учебном заведении и кому по окончании учебы «Эстрыбпром» доверит капитанский мостик, радиорубку, рыбцех или машинное отделение.
Перестройка системы профессиональной ориентации молодежи заставила менять формы работы по отбору новых лиц и организации. Встал вопрос максимально широкого использования возможностей учебных заведений, расположенных на территории Эстонской ССР, для обеспечения объединения специалистами из числа местного населения. Вот почему на встречу с абитуриентами и их родителями пришли не только руководители и преподаватели производственных учебных заведений системы Минрыбхоза СССР, но и представители производственных коллективов объединения, юные моряки из клубов республики, курсанты ТМУ МРХ СССР.
Открывая собрание, заместитель генерального директора ПО «Эстрыбпром» Ю. Дергунов рекомендовал абитуриентам рассмотреть вопрос о поступлении в учебные заведения системы Министерства рыбного хозяйства СССР — ведь наша республика расположена у моря, и многие ее жители так или иначе связаны с морем — работой на судах, их обработкой в портах или судоремонтном. Но ни на флоте, ни в порту, ни на судоремонтном заводе нечего делать без специального образования. Качественные изменения, происшедшие в судостроении, высокая автоматизация и механизация судовождения и технологических процессов требуют от специалистов всесторонних знаний, навыков и умений. А их можно получить в учебных заведениях МРХ СССР.
Ю. Дергунов перечислил те вузы и специальности, куда объединение имеет возможность направлять абитуриентов: — Калининградское высшее инженерное морское училище (на специальности: судоводитель, судомеханик, радиооператор, рефмеханик);
— Мурманское высшее инженерное морское училище им. Ленинского комсомола (на специальности: электромеханик, технолог);
— Калининградский технический институт рыбной промышленности и хозяйства (на специальности: экономист, бухгалтер, мастер добычи рыбы, технолог, механик-наладчик, электромеханик, специалист по судоремонту).
Сейчас ведутся переговоры о подготовке кадров для нашего объединения с Астраханским рыбвтузом.
Следует иметь в виду, что абитуриенты, направляемые в другие города на учебу на зарезервированные объединением места, проходят конкурсный отбор. Для участия в нем необходимо сразу по окончании занятий в школе предъявить в отдел подготовки кадров ПО «Эстрыбпром» (ул. Пальяссааре, 28, комн. 48; телефоны 471 «29 и 497-993; проезд авт. 26 и 59) аттестат (или свидетельство) об образовании, характеристику из школы или с предприятия (для желающих поступить на вечернее или заочное отделения), а также документы, подтверждающие участие в спортивной и общественной работе.
... На встрече в клубе строителе!! выступили также помощник начальника экспедиции но электрорадионавигации Александр Галькевич, капитан-наставник Хенн-Март Сильвере, помощник капитана по производству Геннадий Фомин. Они подробно познакомили собравшихся с избранной профессией, рассказали и о ее сложностях. Весьма содержательным было выступление начальника технического отдела объединения Яака Пыллу, который не ограничился характеристикой профессии судомеханика, а рассказал и об истории развития флота, и о перспективах на будущее, сопровождая рассказ демонстрацией типов судов.
Штурман клуба юных моряков г. Нарвы Виталий Смолдарев поделился опытом практического освоения морских профессий в стенах клуба, что позволяет проводить профотбор еще на ранних стадиях и ориентировать школьников на мореходные учебные заведения.
Выступления заместителя начальника Таллинской мореходной школы Велло Пыдера, старшего мастера подшефного СПТУ-1 Эльво Адмана, начальника Таллинского мореходного училища МРХ СССР Аарне Лыокене прозвучали на эстонском и русском языках. Они были посвящены особенностям освоения специальностей, внутреннему распорядку и требованиям учебных заведений, наличию учебной базы, возможностей для занятий спортом. Особое оживление вызвал рассказ и фильм об организации плавательной практики курсантов на учебном судне Крузенштерн с заходами в порты Западной Европы, Кубы, Канады.
Заведующий учебно-консультационным пунктом Калининградского рыбвтуза Юрий Шуманов разъяснил возможности повышения квалификации для лиц, имеющих профессиональное образование (среднее специальное, моршкола или профтехучилище) и работающих в отрасли; высшее образование можно получить не только стационарно, но и заочно, а также ускоренно.
В фойе клуба была развернута выставка технического творчества курсантов ТМУ и ТМШ, демонстрировались видеофильмы, был показан концерт курсантской самодеятельности. Желавшие могли осмотреть учебные аудитории мореходной школы и училища.
Руководство объединения, поблагодарив всех, кто принял участие в подготовке, обеспечении и проведении Дня открытых дверей учебных заведений Минрыбхоза СССР, в то же время поставило задачу расширения этой работы, подключения к ней новых организаций и лиц. Вот лишь некоторые из мероприятий перестройки системы профориентации и профотбора:
— закрепление учебных заведений МРХ СССР и служб управления объединения за конкретными общеобразовательными школами с целью расширения и активизации работы профуголков;
— подключение к этой работе школы юнг и клубов юных моряков городов Эстонии;
— развитие контактов с городскими и районными центрами профориентации;
— активное использование курсантских агитбригад, проведение совместных (со старшеклассниками ) спортивных мероприятий, сосредоточение внимания на кропотливой индивидуальной работе с каждым школьником.
Еще один подобный День открытых дверей пройдет во второй половине февраля будущего года.
Результаты перестройки системы профориентации, возможно, обнаружатся не сразу, на первых порах будут скромны, но это окупится их реальной, а не показной, экономической и социальной, пользой. Задача сегодня состоит з том, чтобы заблаговременно искать и воспитывать «своего» выпускника, помогать созданию трудовой смены еще на дальних подступах — в семье, в школе.
И если хоть кто-то из школьников - участников встречи в клубе строителей решил, посвятить жизнь морю, проверить свой характер в преодолении трудностей, значит - нет переводу рыбацкому ремеслу.

К. ЮРЬЕВ,
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Помимо наук курсанты постигают и морское братство. В Хельсинки встретились курсант с «Крузенштерна» и его коллега с датского парусника «Гладан».
Фото Р. САМИГУЛЛИНА.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!